В процессе «дноуглубления» проступили очертания будущей дороги

Инна СЕРОВА
Фотографии автора

Планы строительства новой дороги, ведущей из центра Казани к трассе М7 представили сегодня журналистам проектировщики, экологи и строители.

Официально эту пресс-конференцию созвали, чтобы ознакомить представителей СМИ, а с их помощью и всех горожан, с концепцией развития и благоустройства прибрежных территорий Казани, которая должна стать логическим продолжением «концепции генплана», реализовавшейся до последнего времени. Фактически - чтобы успокоить страсти, разгоревшиеся вокруг работ, которые ведутся на Волге силами ПСО «Казань». Дачники, жители Аракчино и Куземетьево, экологи из Татарстанского отделения Социально-экологического союза провели уже несколько митингов, требуя «не трогать Волгу». Причем протестуют они не только против строительства новой дороги, но и вообще против каких-либо работ в этой части акватории Куйбышевского водохранилища.

- На сегодняшнюю пресс-конференцию мы вынесли вопрос, который по своей сути связан с транспортным обеспечением нашей столицы, - заявил журналистам первый заместитель мэра Иршат Минкин. - Концепция устойчивого комплексного развития прибрежных территорий Волги и Казанки является крупным и ответственным градостроительным проектом, который в случае реализации окажет существенное влияние на характер освоения территорий города, повысит качество городской  среды в районе акваторий Волги и Казанки.... Предполагается объединить общим градостроительным решением…

Проект должен охватить береговую линию протяженностью около 30 км, площадь территории, на которой будут вестись строительные работы - около 3 тысяч гектаров. Его цель - «обеспечение максимальной доступности горожан к акватории рек», что в переводе с чиновничьего языка на общедоступный похоже на обещание прекратить доселе принятую в Казани политику, при которой земли береговой линии всеми правдами и неправдами выкупаются, застраиваются коттеджами, пирсами и отгораживаются от нежелательных посетителей заборами и шлагбаумами. Дескать, теперь по берегам буду строить исключительно общедоступные набережные!

Реализация проекта, согласно версии городских чиновников, позволит решить сразу несколько задач - создание общедоступных зон отдыха в центре Казани, поддержание в Казанке стабильно высокого уровня воды, не зависящего от перепадов уровня в куйбышевском водохранилище, которыми «командуют» энергетики, строительство новой дороги, которая разгрузит центр города и Горьковское шоссе, от транспорта и даст толчок к развитию прибрежных территорий на левом берегу Волги - между Зеленодольском и Казанью.

Для поддержания уровня Казанки на отметке 53 м планируется возведение системы переливных шлюзов в районе существующей Кировской дамбы Уровень Волги уже сейчас всего 49 метров, и опустится ниже, если лето будет засушливым, и тогда вода из Казанки уйдет, а хочется, чтобы Казанский Кремль всегда отражался в реке, поэтически заметил Минкин, завершая описание концепции развития и благоустройства берегов.

Участники брифинга постарались наглядно доказать, что предусмотренное этой концепцией строительство дамб и дороги есть по сути не что иное, как возвращение воды в прежнее русло. Предъявили карты, датированные позапрошлым веком, на которых на месте нынешних заливов - пойменные луга, и фотографии местности, сделанные до 1953 года, когда было заполнено водохранилище... Даже сделанное при его обмелении фото участков со следами проступающей сквозь ил старой брусчатки отыскали и показали!

Гендиректор Татдорпроекта Елена Пановская доказывала: новая 17-километровая 4-х полосная дорога (земляное полотно будет насыпано с учетом расширения ее в перспективе до 6 полос), которую планируется проложить по «поднятым» (за счет грунта, образующегося при дноуглублении водохранилища) островам, поможет убрать автомобильные пробки с Булака, Нариманова и прочих центральных улиц, поскольку пропускная способность одной ее полосы составит около 1000 автомашин в час, а от речного порта на «островную» дорогу, огибая центр, будет выходить новая шестиполосная дорога, которую проложат от улицы Девятаева до дорожной развязки, которую построят у нынешнего въезда на Кировскую дамбу, в районе здания ГИМС. Проектировщики предложили три варианта развязки, какой в итоге воплотят, пока не решено. Зато уже известно, что дорога, ведущая к М7 по островам, потребует строительства девяти мостов.

Пановская упомянула, что дноуглубительные работы в ходе строительства «снизят застойные явления в водохранилище». А завкафедрой «Инженерная экология и рациональное природопользование» энергоуниварситета Роза Дыганова развила тему. Она объяснила: большая часть территорий вдоль левого берега Волги, а точнее, Куйбышевского водохранилища, которые сейчас покрыты тонким слоем воды до 1953 года были «материком». А острова, по которым пойдет дорога. существуют сейчас, они только будут «подняты», и они «не попадают под категорию водного фонда, то есть могут быть использованы под строительство». Таких островов, как выяснилось - 71, общей площадью 435 га... А еще Дыганова заверила, что дноуглубление с помощью современных американских насосов большого ущерба экологии не нанесет, а, напротив, приостановит начавшееся заболачивание берегов.

Корреспондент «ВК» задала Розе Дыгановой волнующий местных экологов вопрос: как может отразится появление новой дороги на качестве воды в водохранилище, ведь ниже по течению расположен водозабор? Та заявила, что водозабор, который мы видим, когда подплываем по Волге сверху к Речному порту, на самом деле - недействующий, законсервированный в качестве резервного, а забор воды сейчас осуществляется в районе Речного порта, под водой, и не с краю, а с середины русла, то есть очень далеко от мест, где планируют построить дорогу.

...На вопрос, когда начнется реализация проекта и в какую сумму он обойдется, ответа дать не смог никто. Денег ни в бюджете города, ни в бюджете республики на воплощение грандиозной концепции нет, Москва их также не дает, остается ждать инвестора. Если он найдется,  дорога будет платной - иначе у инвестора интереса вкладываться в нее нет.

Но если так, то что за масштабные работы ведет с прошлой осени в зоне, где планируется строить дорогу по островам, ПСО «Казань» ? После брифинга ее гендиректор Равиль Зиганшин заявил журналистам: ПСО «Казань» занимается исключительно дноуглублением, а делает это зимой, потому что это выходит намного дешевле, чем летом. Работаем, уточнил он, исключительно на своих собственных территориях - в зоне собственных предприятий, имея на это все необходимые разрешения.

На брифинге прозвучала информация к размышлению: заказчик проекта концепции дороги - ПСО «Казань». Учитывая, что ни одна коммерческая организация не станет оплачивать проект, если не собирается его воплощать, можно предположить, что «дноуглубление» скоро плавно перетечет в строительство. Иршат Минкин ведь точно подметил, что если найдется инвестор, то он будет заинтересован максимально ускорить строительство. Ну, чтобы деньги поскорее начать «отбивать». Ведь дорога, даже платная - это проект долгосрочный, окупающийся крайне медленно.


Концепцию развития представил замруководителя горисполкома Иршат Минкин

Концепцию развития представил замруководителя горисполкома Иршат Минкин

...А разъяснения по ней давал гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин

...А разъяснения по ней давал гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин

 Идеологи концепции считают, что она очень важна для полноценного освоения новых территорий

 Идеологи концепции считают, что она очень важна для полноценного освоения новых территорий

 Авторы идеи доказывают: там, где хотят проложить дорогу по островам, был когда-то «материк»...

 Авторы идеи доказывают: там, где хотят проложить дорогу по островам, был когда-то «материк»...

...А сегодня - мелководье, грозящее перерасти в болото

...А сегодня — мелководье, грозящее перерасти в болото

 Елена Пановская представила схему будущих дамб и шлюзов

 Елена Пановская представила схему будущих дамб и шлюзов

А так архитекторы видят будущие дороги Казани...

А так архитекторы видят будущие дороги Казани...

...в том числе дорогу, которая соединит Речной порт с выходом на новую трассу

...в том числе дорогу, которая соединит Речной порт с выходом на новую трассу

Какой будет развязка - пока не решено

Какой будет развязка - пока не решено

Какой будет развязка - пока не решено

Какой будет развязка - пока не решено

 Так выглядят острова из космоса. Красным цветом  обозначена будущая дорога

 Так выглядят острова из космоса. Красным цветом обозначена будущая дорога

А до заполнения Куйбышевского водохранилища она прошла бы по суше, утверждает Роза Дыганова

А до заполнения Куйбышевского водохранилища она прошла бы по суше, утверждает Роза Дыганова

"Проект должен охватить береговую линию протяженностью около 30 км, площадь территории, на которой будут вестись строительные работы - около 3 тысяч гектаров"  Три тысячи гектаров - это 30 млн кв метров.  Делим на 30 км береговой линии - результат 1000метров -  такова ширина предполагаемой "дороги".  На самом деле, дорога - это лапша на уши  публики.  Главная лакомая задумка - элитный поселок на существующих и намытых островах.    Ради него Зиганшин через  подставные фирмы скупает земли,  ворочает  землю эскаваторами, якобы  осуществляя плановое дноуглубление,  планирует как с минимальным скандалом снести дома на островах.  Общедоступные территории станут для казанцев не доступными.   Сегрегация по-казански продолжается.

Замучался стоять в пробках часами пытаясь выехать за город! Новая дорога нужна как воздух, да и экология от этого только улучшится!

Поднять воду в казанке?! Если это действительно сделают то люди только спасибо скажут, но насколько это реально? А дорога для тех у кого дачи на том берегу нужна. Я по 3 часа до матюшино на машине добираюсь сил на грядки не остается.

Когда революционные матросы пришли к Абраму и сказали:"Отдай свои деньги, у нас на строительство социализма совсем нет", он посоветовался с Сарой и ответил :"Может быть, если нет денег,  таки не надо начинать строить?" Дальнейшая судьба Абрама нам не известна.Спонсорами, как всегда, будет население, хочет оно этого или нет. Как в ЖКХ - все мы являемся "инвесторами"!!!! тех обектов, в которых не нуждаемся, и не подозреваем, что добровольно инвестируем хапуг и воров. 

Очень смешное замечание- пятиклассник писал из Бавлов

Депутаты и чиновники путают себя с государством.  Считают, что если  земля будет принадлежать им, то это убережет от "хаотичной"  застройки. Законная процедура резервирования земель для государственных  нужд их не устраивает.   Людям не разрешали  зарегистрировать свои строения на островах, посколько "это земли  водного фонда".  Но как только родилась  идея пострить элитный поселок на островах,  участки перестали быть "землями водного фонда"  и  получили  кадастровые   паспорта с регистрацией собственности на подставные фирмы. 

Оставте Волгу в покое! Почему никто не думает о рыбе, животных и птицах, которые живут на этих островах, лесах, в воде? Почему никто не думает о людях! Лишь бы деньги в карман положить! Есть дорога. которая соединяет Юдино и Адмиралтейскую слободу. лучше бы ее сделали! Расширили! кому нужна платная дорога? Я сама живу за городом и лучше буду ездить по Горьковскому шоссе, чем платить не пойми кому за якобы дорогу! на ней будут такие же ямы и колдобины, как и на остальных! и дайте дачникам зарегистрировать их дачки, они там не один год живут и растят там детей и внуков! Знаю одну семейную пару (им по 80 лет) они каждый год в начале мая уплывают на лодке на остров на свою дачку и живут там до тех пор пока возможно, без газа и света, но зато на природе, и видят бобров, серых цапель,которых наши дети никогда не видели и возможно не увидят...

Машину продайте и не будете стоять в пробках. А мне эта дорога мимо моего дома абсолютно не нужна.

А кто просит оставить Волгу в покое? Уж не те ли ребята, которые понастроили вдоль берега заборов, из-за которых всем остальным к Волге уже и не пройти? Думается, они и есть главный двигатель протеста. Потому что дорога нужна, как ни крути, многим. И разуимный человек скорее уж будет добиваться, чтобы ее построили по всем нормам и правилам, чем займет крайне неконструктивную позицию типа: стройте где хотите, толко не тут. А что, лучше ее построить через лес параллельно Горьковскому шоссе? Так там тоже протестующие набегут.

Во-во, мимо дома... Дом продай - и все дела, умник. Не за Волгу ты печешься, за себя

кому вы верите??? все они врут.  на этой дороге будет висеть кирпич или шлагбаум, картеж с ведрами (о да милости просим, за город торопитесь,-проезжайте)платная дорога( с каких пор мы снова вернулись к буржуям и бедным) типа денег нет потей в пробке...А как обидно за страну за волгу... Столько животных погубили. Нельзя этого допускать. Почему эти планы стали показывать только после того когда по всем островам уже дорогу проложили,всю зиму грунт возили нелегально...А народ узнает в последнюю очередь, и многие просто говорят (А там уже все сделали и ничего не изменишь) НЕ правда.  ВСЕ НА МИГИНГ.   ПРИРОДА НАША и точка.  А нашим господам места на суше не хватает,вот и решили на воде построить себе дома с выходом на богльшую воду да еще и без пробок...красота

Давайте не дадим превратить Волгу в асфальтированный Булак! Зиганшина под суд!!!!!

Относительно сегрегации по казански Вы абсолютно правы !!!  ЕЕ наглядный  пример - Б. Матюшино. 

В Татарстане слишком много развелось "экологов", которые фактически  действуют на потребу Власти и часто пытаются доказать недоказуемое.  Данный  вопрос - наглядный   пример.  Есть такая наука Геоморфология,  которая прикладным образом изучает изменения земного и водного ландшафтов, очень точно прогнозирует  эти процессы и в т.ч. от неумного человеческого воздействия.  Судя по этим "проектам"  сюда геоморфологи не приглашались.Новый мост через Волгу строили вопреки мнения геоморфологов, т.к. там тектонический разлом, надо было переместить  мост  вверх или вних по Волге. СЕгодня на ремонт моста и дамбы затрачены громадные деньги. Малейшее движение   пород и мост развалится...   

Для "Рамса".Уважаемый, они говорят честно: за проезд по этой дороге, вероятно, придется платить. Насчет "дорогу проложили уже" - неправда ваша, но по дноуглублению, верно, там за зиму очень много накопали. Объяснение этому есть: зимой дно раскапывать дешевле, чем летом, на несколько порядков. Грунт не возили - его незачем возить, там со дна больше чем достаточно подняли. Насчет народ узнает в последнюю очередь - это верно. Но прежде чем разбегаться на митинг, народу стоит поинтересоваться, за кого он глотку там драть будет. Если за тех, кто сейчас живет на первой береговой линии, то интереса никакого. Народ, он по бережку гулять хочет, а там сплошь коттеджи понастроены. И если в результате нового строительства образуется бережок для народа, да еще с пляжиками, так народ, скорее, за за дорогу пойдет, но не митинговать, конечно, а просто проголосует фактом своего присутствия на ней. Дорога нужна многим, а ваши дачки - только вам.

Напомню казанцам недавнюю нашу историю - всего-то 7 лет назад. К 1000 Казани наш Президент высказал идею пустить по оз.Кабан пароходик прогулочный. А что? Красиво! И выгодно: можно использовать его и как общественный транспорт при поездках в центр города. Да вот беда - для того, чтобы этот пароходик бегал по озеру потребовалось поднять уровень воды. Итог: во многих зданиях, раположенных в районе озера (особенно на ул.Технической, Магистральной) почвенными водами ЗАТОПИЛО подвальные помещения! Больше пароходик по озеру не бегает - хватило ума отказаться от этой "идеи". Что будет со зданиями, расположенными по берегам Казанки, в первую очередь - на намывном правом берегу после того как построят шлюзы и поднимут уровень воды до 53 м? Зато при любом лете  открывается возможность  десятку-другому крутых катеров-яхт выйти из Казанки на Волгу! (А может, проще их держать на Волге? У "новой" дороги? Ау, экологи, геоморфологи, гидрологи, архитекторы, строители, экономисты и юристы - а вы что скажете?

А где бы посмотреть на карту Казани с планируемыми дорогами, в том числе и реконструируемыми (и по годам)? Меня интересует Сибирский Тракт и Ершова (от Сов.площади до "Акчарлака"). Подскажите, плиз.

Интересно и где этот новый водозабор, что в районе речного порта?

Начатое строительство - акт вандализма по отношению к природе. Экскаваторы и бульдозеры уничтожают естественные нерестилища - камышовые заросли на мелководьях на площадях от 774км до Аракчино. Перелётным птицам (утка, цапля) уже в этом году негде будет гнездиться и выводить птенцов. При реализации проекта начатого строительства предполагается сокращение естественной циркуляции вод водохранилища, что приведёт к развитию застойных, гнилостно инфекционных процессов в этих водах, что в свою очередь вызовет развитие инфекционных и гельминтовых (глистных) заболеваний  среди населения, имеющего непосредственный контакт с водохранилищем. Автодорога в контакте с водоёмом на протяжении 30км засорит водоём продуктами выхлопа двигателей, с годами произойдёт накопление этих продуктов в донных отложениях. В результате накопления продуктов выхлопа будет отравлен мир донных обитателей: мотыль, личинки, ракушечник, который является питанием для рыб. Питаясь этим кормом рыбы будут накапливать этот яд в себе, а мы употребляя рыбу в пищу в себе. Как результат увеличение онкологических заболеваний и прочее и прочее. Перспективы от реализации проекта следующие: вода в которой нельзя купаться и ловить рыбу, полное уничтожение таких видов рыб как густера лещ судак жерех, сапа,язь,стерлядь,сом,Скорее всего останутся в живых щука, карп, карась, и немного окуня, но в пищу их употреблять будет нельзя. Навсегда отсюда улетят утки и цапли, сократится численность чаек. Ещё один аспект проблемы: строительство такого масштаба без заключения экологической экспертизы и разрешения на строительство - нарушение Закона, а это преступление.

А я смотрю здесь комментарии оставляют и шестерки Зиганшина!!! Хорошо ***лижете своему шефу чуваки!!!