В самолет - с дозиметром

Валентина ПАХОМОВА
В самолет - с дозиметром

Летать самолетами с каждым днем все рискованнее. Если раньше люди боялись авиакатастроф, то после ЧП с радиоактивным грузом в Казанском аэропорту появилась еще и опасность облучения во время полета. Ведь ни МЧС, ни Росатом, ни работники аэропорта не считают нужным информировать пассажиров о транспортировках опасных грузов.

До сих пор неизвестно, почему 23 октября в грузовом отсеке самолета "А-320", прилетевшего из Москвы, предварительные замеры радиации показали превышение радиоактивного фона в 9 раз и нарушение естественного фона в пассажирском салоне хвостового отсека. После приземления в Казанском аэропорту пассажиров некоторое время не выпускали из самолета без объяснения причин. Люди о ЧП узнали лишь из СМИ, когда уже приехали домой. Начальник отдела надзора по радиационной гигиене Управления Роспотребнадзора РТ Фирая Абрамова на пресс-конференции, правда, сообщила, что такое незначительное превышение не является опасным для здоровья людей. Но где гарантия, что подобное ЧП не может повториться, причем в худшем варианте.

Контейнеры с радиоизотопами для лечебных учреждений, как выяснилось, доставляются пассажирскими самолетами в Казань регулярно. Ориентировочно - раз в неделю.

- Но многие об этом не знают. Согласно федеральному закону "О радиационной безопасности населения" граждан должны информировать о радиационной обстановке. А вот что касается предоставления информации о перевозках опасных грузов, то в законе об этом ничего не сказано, - говорит председатель Антиядерного общества РТ Альберт Гарапов. - В Казанском аэропорту нас заверили, что контейнеры с изотопами были прочные. Почему же тогда естественный фон в самолете был повышенным, почему произошла утечка?! Никаких объяснений. Мы считаем, что перевозка радиоизотопа, которая имела место быть на пассажирском самолете авиакомпании "Сибирь", - это грубое нарушение всех правил безопасности. Радиоактивные грузы должны перевозиться только в специальных самолетах, а не в пассажирских. Причем защитные контейнеры надо основательно упаковывать, ведь авария самолета может привести к их повреждению и радиоактивному загрязнению земли. Сказать, на что именно повлияет радиация в случае катастрофы, сложно, но Чернобыль нам показал, какие могут быть последствия. Свои предложения о безопасности пассажирских и грузовых авиаперевозок мы направили в Москву.

Неизвестны пока причины превышения в самолете радиоактивного фона и специалистам Верхневолжского отдела инспекций Волжского территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.
- Итоги расследования по результатам изучения всех обстоятельств станут известны согласно законодательству не ранее чем через две недели после случившегося. А пока у меня только предположения. Одно из них - самолет "А-320", возможно, не приспособлен для перевозки радиоизотопов, - сказал корреспонденту "ВК" начальник отдела Николай Токарев. - Что касается самих федеральных правил авиаперевозок радиоактивных материалов, то они соответствуют международным нормам ИКАО. Но так как радиоактивное вещество перевозится пассажирским лайнером, то люди на его борту должны быть об этом уведомлены.

В Антиядерном обществе Татарстана считают, что люди могут хоть как-то обезопасить себя, если будут вооружены дозиметрами. Японцы, например, всегда носят с собой дозиметры в виде авторучки. У нас дозиметры не всем по карману - по словам Альберта Гарапова, стоят они от 5 до 15 тысяч рублей. Антиядерщики по этому поводу обращались в федеральное правительство, но выпуск доступных по цене приборов все еще не налажен.