В школах отменили татаро-монгольское иго

Лина САРИМОВА
В школах отменили татаро-монгольское иго

Понятие «татаро-монгольское иго» с этого учебного года исчезло из школьной программы. О том, какие еще нововведения предусматривает единая концепция учебников по истории России, рассказали татарстанским учителям на конференции в Казани.

На вчерашнем мероприятии в школе №78 присутствовало внушительное количество педагогов из разных городов и районов Татарстана. В качестве основного спикера выступил ведущий методист по истории и обществознанию издательства «Дрофа» и по совместительству преподаватель истории московской школы №627 Сергей Агафонов.

ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫБОР

Напомним, в 2013 году Владимир Путин впервые озвучил идею создания «единого учебника истории». Аргументом в пользу отказа от возможности свободного выбора пособий учителями стало то, что в учебниках не должно содержаться разного толкования одних и тех же исторических событий. В итоге был разработан единый историко-культурный стандарт, а Минобрнауки РФ одобрило к этому учебному году три линейки учебников по истории России, которые полностью ему соответствуют.

- Создание единственной линии учебников по истории невозможно с точки зрения законодательства: Конституция и закон об образовании подразумевают вариативность обучения, - пояснил Сергей Агафонов. - Поэтому идея единого учебника истории трансформировалась в разработку единой концепции учебников истории. На ее основе созданы три линии учебников с 6-го по 10-й классы от издательств «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа».

Все старые учебники истории уже исключены из федерального перечня рекомендованных к изучению. Но на новые школы переходят постепенно, исходя из финансовых возможностей на закупку книг. В отсутствие бумажных версий многие сейчас пользуются электронными. Но в следующем учебном году, по словам Агафонова, новые учебники повсеместно вытеснят старые.

ОСВОБОДИЛИСЬ ОТ ИГА  - ПОПАЛИ В ЗАВИСИМОСТЬ

Как выяснила «Вечерняя Казань», из новых учебников истории исчезло несколько терминов, крепко засевших в умах школяров многих поколений. К примеру, «татаро-монгольское иго». На смену данному нетолерантному понятию пришла «зависимость от Золотой Орды» (звучит, надо сказать, странно). Допустимым, впрочем, является и «ордынское иго». 

Мнения педагогов по поводу того, когда им стоит окончательно перестать использовать старый термин, разделились. Одни считают, что в тех классах, которые еще не перешли на новые учебники, пока можно употреблять «татаро-монгольское иго», другие предпочитают приучать детей к новой терминологии как можно раньше.

- Если в этом учебном году шестиклассник употребит термин «татаро-монгольское иго», это не будет считаться ошибкой, а со следующего года будет, - нашла компромисс историк из казанской школы №103 Лариса Ипполитова.

По словам представителя издательства «Дрофа», отказ от термина вызван не столько толерантностью, сколько  восстановлением исторической справедливости.

- Строго говоря, понятие «татаро-монгольское иго» появилось не у нас, а в Польше в  XIV - XV веках, причем в пропагандистских целях, - пояснил Сергей Агафонов.

Также в новых учебниках не стали разделять Февральскую и Октябрьскую революцию, объединив их в одну Великую революцию 1917 года.

ЕГЭ ПО ИСТОРИИ СТАНЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ?

Кроме того что разница в содержании учебников разных авторов теперь минимальная (возможность интерпретаций загнана в строгие рамки историко-культурного стандарта), новые пособия четко ориентированы на подготовку школьников к ЕГЭ по истории, который с 2018 года может стать обязательным. Как оказалось, учителя этому рады и не разделяют опасений, что преподавание истории сведется к натаскиванию на сдачу «единого». 

- По сути, раньше целевой подготовкой к ЕГЭ мы занимались дополнительно, а теперь это будет делать учебник, что облегчит нам работу, - поделилась с корреспондентом «Вечерней Казани» преподаватель истории пестречинской школы №1 Айсылу Рахматуллина.

Педагоги посетовали, что в этом году из ЕГЭ по истории исключили тестовую часть, которая позволяла детям набрать приличное количество баллов. При этом разработчики заданий требовали от выпускников знаний сверх школьной программы.  

- В этом году был нереально сложный экзамен по истории! Ребята сдавали ЕГЭ на олимпиадном уровне. Для решения заданий требовалось знать многочисленные произведения искусства, памятники, даже фамилии спортсменов. Ученическая память все-таки не безгранична! – возмутилась педагог пестречинской школы №2 Лина Хамидуллина.

Новая концепция обещает решить эту проблему - теперь авторы заданий будут опираться на четкий перечень дат, событий и персоналий, которые должны знать дети, и ничего лишнего.

- До этого года существовал лишь перечень тем, которые, как вы понимаете, можно изучать как угодно. Отсюда и возникали проблемы с составлением заданий и, как следствие, со сдачей ЕГЭ, - пояснил Сергей Агафонов.

По его словам, в будущем ЕГЭ по истории, скорее всего, разделят на два уровня - базовый и профильный, так же, как сейчас математику. 

Впрочем, некоторые учителя считают, что единому госэкзамену как таковому осталось жить недолго — дескать, еще немного и ЕГЭ отменят, поскольку он себя не оправдал.

Фото автора