В Татарстане менее половины автошкол сдали экзамен на выживание

Инна СЕРОВА
Фото avto-razvi.ru

Проще стало выбрать автошколу тем, кто мечтает получить права: список учебных заведений, обучающих вождению, по сравнению с прошлым годом сократился более чем в два раза. А меньше, как утверждают специалисты, - значит, лучше. Но у медали есть и обратная сторона: услуги автошкол подорожали примерно на треть - с 20 - 25 тыс. рублей до 30 - 35 тысяч.

Напомним, осенью прошлого года все татарстанские автошколы приостановили набор слушателей, поскольку в России вступили в силу новые, гораздо более строгие требования к этим учебным заведениям, и, чтобы продолжить деятельность, им предстояло доказать, что они соответствуют этим требованиям. Заведомо непреодолимым препятствием для многих автошкол стало наличие оборудованного автодрома площадью не менее 0,24 га (собственного или арендованного).

Как сообщили сегодня корреспонденту «Вечерней Казани» в республиканском управлении ГИБДД, если в прошлом году в Татарстане действовали 268 автошкол, то на сегодня «пропуск» на рынок образовательных услуг получили лишь 122 школы, из которых каждая третья - казанская. Еще примерно три десятка автошкол уже согласовали с ГИБДД программы обучения, но это не значит, что всем им разрешат  работать, поскольку впереди проверка материально-технической базы. Кроме того, около пятидесяти школ недавно подали документы в ГИБДД в надежде получить добро. Ну а остальные из действовавших в прошлом году автошкол на получение заключения даже не заявились - видимо, их руководство трезво оценило свои возможности. Впрочем, в ГИБДД говорят, что срок подачи автошколами заявок на получение заключения не ограничен. И если желающие в Госинспекцию пока не обратились, они могут сделать это впоследствии.

- Сегодня, выбирая автошколу, прежде всего следует выяснить, имеет ли она заключение ГИБДД, - рекомендует исполнительный директор Федерации автошкол РТ Елена Витюгова. - Если заключения нет, то обучение обернется напрасной потерей времени и денег. Слушателей такой школы к сдаче экзаменов просто не допустят. А экстернат у нас отменен. Значит, придется проходить курс повторно, в другой школе, у которой есть весь пакет необходимых документов.

Выяснить, правильно вы выбрали школу или нет, можно двумя способами: в Интернете - на сайтах Федерации автошкол РТ и ГИБДД МВД России, либо в самой школе, потребовав на месте показать заключение ГИБДД.

Однако интернет-способ стопроцентной гарантии не дает, поскольку на сайте федерации содержится информация только о тех автошколах, которые туда входят, а в ней, по словам Елены Витюговой, состоят лишь около 70 процентов казанских автошкол. Недостаток же гаишного сайта в том, что информация на него «заливается» с опозданием. То есть школа, возможно,  уже получила положительное заключение, а ее данные появятся в списке лишь через неделю-две. Так что надежнее все-таки дойти до приглянувшейся школы и взглянуть на имеющиеся у нее документы.

А что эти документы гарантируют и насколько оправданно повышение стоимости обучения?

По утверждению Елены Витюговой, в программу обучения автошкол внесены очень полезные изменения, главное из которых состоит в том, что значительно увеличилось время, отведенное на практические занятия по вождению. Раньше на все про все вместе с экзаменом давалось 50 академических часов (45 минут на занятие), сейчас на обучение вождению отведено 56 астрономических часов (60 минут на занятие) и еще два часа на экзамен. То есть общее время практического обучения вождению увеличилось в полтора раза! Кроме того, в соответствии с новыми требованиями автошколы либо открыли собственные автодромы для обучения - огороженные, заасфальтированные и оборудованные всем необходимым для занятий, либо арендовали такие площадки.

И еще. Осенью прошлого года инструкторы автошкол остались без работы, ведь новых групп практически не набирали. Многие подались в таксисты... Сейчас инструкторы не просто возвращаются в школы, а проходят своего рода конкурсный отбор. Елена Витюгова считает, что радеющим за репутацию своих учебных учреждений руководителям теперь есть из кого выбирать, так что в итоге за бортом останутся не только слабые школы, но и нерадивые инструкторы.

В любом случае Витюгова советует слушателям спрашивать за свои немалые деньги с учебного заведения по полной: «Сейчас автошколы обязаны не только на своих стендах, но и в Интернете вывешивать программы обучения. И если обнаружится, что кому-то недодали теоретических занятий либо инструктор сократил часовое занятие по вождению до 45 минут, надо немедленно обращаться к руководству школы, а не поможет - жаловаться в минобрнауки и Роспотребнадзор. Если и это не сработает - пишите в прокуратуру».