В Татарстане партию власти спонсируют бройлеры

Элеонора РЫЛОВА
В Татарстане партию власти спонсируют бройлеры

Раскрыли свою бухгалтерию партии и кандидаты, опубликовав сведения о поступлении средств в избирательные фонды и их расходовании. Почти одновременно с этим движение в защиту прав избирателей «Голос» опубликовало доклад о финансовой деятельности политических партий, в котором заподозрило скрытое бюджетное финансирование «Единой России» в Татарстане через три компании - ООО «Таграс-Транссервис», ООО «Авангард» и объединение «Союзпищепром».

Эксперты «Голоса» считают, что самые активные доноры потом «отбивают» свои деньги через систему госзаказов, получение грантов и субсидий, что по сути является перетеканием средств из государственного кармана в партийную кассу.

В докладе отмечено, что наиболее крупными игроками на рынке поддержки «Единой России» через систему госконтрактов являются 5 регионов, среди которых и Татарстан, что «позволяет предположить, что такая схема наполнения партийных бюджетов «поставлена на поток» - примерно каждая третья компания, пожертвовавшая партии более 1 млн рублей, является крупным получателем госконтрактов», - говорится в исследовании.

Например, альметьевское ООО «Таграс-Транссервис» с уставным капиталом всего 100 тысяч рублей пожертвовало «Едру» 5 млн рублей, а в 2015 - 2016 годах получило контрактов на сумму более 384,73 млн от ПАО «Татнефть» и региональных властей. ООО «Авангард» внесло 1 млн пожертвований, а заключило контрактов на сумму более 7,642 млн рублей. Челябинское ООО «Объединение «Союзпищепром» в прошлом году отстегнуло 4 млн, а вернулись они сторицей - в виде контрактов на сумму более 15,237 млн рублей, заключенных с ФСИН, ФСБ и департаментом продовольствия и социального питания Казани.

А вот в нынешнюю избирательную кампанию в российский парламент основным спонсором татарстанских «медведей», согласно данным, размещенным на сайте ЦИК РТ, стало ООО «Челны-Бройлер», «отписавшее» партии 2 млн рублей. Всего же избирательный фонд регионального «Едра» составляет 29,5 млн рублей (из разрешенных законодательством 55 млн), впрочем, руководитель штаба Юрий Камалтынов считает, что этой суммы будет вполне достаточно. Пока на агитацию (листовки-буклеты, футболки, ветровки, бейсболки и баннеры на двух языках) единороссы потратили 2,44 млн рублей.

В избирательном фонде регионального отделения «Справедливой России» на данный момент 620 тысяч рублей, из них партия уже успела потратить на агитацию 190 тысяч. Сколько средств направят «на выборы» другие партии - пока неизвестно.

Среди одномандатников больше всего намерены потратить на агитацию за себя любимых кандидаты от партии власти. Депутат Госдумы шестого созыва, владелец холдинга «Красный Восток-Агро» и «Эдельвейс групп» Айрат Хайруллин не пожалел на это более 5 млн рублей, 97 тысяч из которых уже «работают». На втором месте по размеру избирательного фонда - депутат Госдумы Ринат Хайров с 2,4 млн рублей, на третьем - заместитель гендиректора Казметростроя Иршат Минкин - 1,2 млн рублей, из которых уже потрачена 231 тысяча рублей.

Их коллеги по партии намерены завоевывать избирателя за более скромные суммы: в фонде депутата Госдумы шестого созыва Ильдара Гильмутдинова - 600 тысяч рублей (половину из них внесли спонсоры - АО «Ядран Ойл»), у Фатиха Сибагатуллина - 487 тысяч рублей.

Среди конкурентов «Единой России» самую большую сумму внес в избирательный фонд представитель «Родины» - ректор Института региональной политики Евгений Бородин - 400 тысяч рублей. Далее дружной компанией следуют представители КПРФ: депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев (201 тысяча, из которых большая часть уже потрачена на рекламу), депутаты Госдумы Виктор Пешков и Госсовета РТ Хафиз Миргалимов с одинаковыми суммами - 102 тысячи рублей.

Что касается «Справедливой России», то ее члены пока держат в секрете суммы, которые намерены потратить в одномандатных округах. А из представителей оппозиционных партий на данный момент самый большой избирательный фонд - у члена ПАРНАСа гендиректора управляющей компании «Райдэн» Ильи Новикова - 61 тысяча рублей.

Взять аудиторию обаянием, похоже, намерены два индивидуальных предпринимателя - парнасовец Андрей Лукин и элдэпээровец Валерий Алейников, ведь на заявленную 1 тысячу рублей можно дарить избирателям только улыбки и обещания.