В Татарстане пригрозили увольнением директорам школ, где завышают оценки младшеклассникам

Наталия ВАСИЛЬЕВА
В Татарстане пригрозили увольнением директорам школ, где завышают оценки младшеклассникам

Больше стобалльников-одиннадцатиклассников и двоечников-девятиклассников стало в Татарстане по итогам прошедших ЕГЭ и ОГЭ, а половина учеников младших классов на контрольной не смогла описать достопримечательности родного края. Первый замминистра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин подвел итоги учебного года и сделал предупреждение некоторым директорам школ.

«ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ ОБУЧАЛСЯ НА ТАТАРСКОМ!»

Перед тем как уйти в летние отпуска, чиновники от образования и педагоги, не дожидаясь республиканского августовского педсовета, подвели предварительные итоги учебного года 2018/2019, собравшись в минувшую субботу в Казани.

Почти с часовым докладом на совещании выступил замминистра Ильсур Хадиуллин. Он сообщил, что в Татарстане запущены проекты «Базовые школы РАН», «Полилингвальное образование», по цифровизации школ и др., продолжается финансовая поддержка учебных заведений, работающих в социально-неблагополучных условиях. И все это - с целью повышения качества образования. А оно, судя по предварительным результатам основного этапа ЕГЭ-2019, растет, заметил замминистра.

Результаты госэкзаменов в Татарстане стабильно выше, чем в целом по стране. По сравнению с прошлым годом средний балл вырос по всем основным предметам. Так, по русскому языку он составил 74,2 (в 2018 году - 74,1), по профильной математике - 63,9 (57,7), базовой математике - 4,48 (4,4), литературе - 71,3 (62,3), информатике - 69,6 (64), географии - 65,1 (64,3), химии - 64,9 (63,3), физике - 60,3 (57,7)…

По словам Хадиуллина, в Татарстане увеличилось количество стобалльников - до 198 человек. Сразу по двум предметам 100 баллов получили десять выпускников, а выпускник татарской гимназии № 2 им. Марджани при КФУ в Казани Рамиль Багавиев - по трем, он блестяще справился с заданиями по русскому языку, физике и информатике, а математику сдал на 99 баллов.

- Одиннадцать лет школьник обучался на татарском языке! Коллеги, здесь, мне кажется, нужны продолжительные аплодисменты, - сияя от гордости обратился с трибуны к собравшимся замминистра. И зал его, конечно, поддержал.

Докладчик сообщил, что увеличилось количество стобалльников по профильной математике (30 выпускников), и «это лучший результат за все годы ЕГЭ», по физике (12), литературе (15), обществознанию (2). Количество стобалльников по русскому языку хоть и уменьшилось по сравнению с прошлым годом - 72 против 99, но их все равно больше, чем по другим предметам.

НАХВАТАЛИ ДВОЕК

От достижений сильных учеников замминистра перешел к результатам отстающих:

- Не преодолели минимальный порог в ходе основного ЕГЭ по математике профильного уровня 179 человек, базового - 54, по русскому языку - 6. Все они были допущены к пересдаче, результаты скоро будут известны.

С ОГЭ, который нынче сдавали более 36 тысяч девятиклассников и который со следующего учебного года будут контролировать гораздо строже, ситуация менее радужная. По данным Минобрнауки РТ, без учета недавней пересдачи экзаменов на двойки написали математику 882 школьника (почти в три раза больше, чем в 2018-м), русский язык - 272 ученика (в два раза), информатику - 299 (в два раза), обществознание - 544 (в три раза), географию - 614 (в 4,6 раза)...

Кто-то из девятиклассников нахватал «неуды» сразу по нескольким предметам: по трем - почти 100 человек, по четырем - 30.

- Пока, получается, 126 выпускников 9-х классов остались без документа о получении основного образования, - констатировал Хадиуллин.

Тем не менее в среднем татарстанские девятиклассники сдали обязательные русский и математику на твердую четверку, на четыре с плюсом - химию, биологию, литературу и английский, остальные предметы - на неуверенное «хорошо».

ПРОВЕРКА ПОКАЗАЛА

- Заставляют задуматься результаты всероссийских проверочных работ (ВПР), - перешел к другой теме замминистра. - Они требуют анализа типичных ошибок школьников. Из года в год идут невысокие результаты ВПР среди учащихся четвертых классов. Например, по русскому языку более 50% ребят не могут определить конкретную жизненную ситуацию, описанную в тексте. Более 60% не могут выделить основную мысль. По математике 53% учеников не умеют решать текстовые задачи, 49% не способны логически мыслить. Или вот, пожалуйста, результаты ВПР по «окружающему миру»: более половины учеников, как выяснилось, не могут описать достопримечательности родного края, треть - проводить простые наблюдения за природой.

Однако при этом и у четвероклашек средние результаты проверочных работ по русскому языку, математике и «окружающему миру» оказались выше среднероссийских. 

Ильсур Хадиуллин предупредил руководителей школ, что ВПР будут выборочно перепроверены, а затем по тем школам, где обнаружится серьезное расхождение в оценках детских работ (сначала их проверяют на уровне самой школы. - «ВК»), будут приняты управленческие решения. Вплоть до увольнения директоров. Такое указание, по его словам, дал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.