В заброшенном казанском загсе вспоминают эпоху перестройки

Айсылу КАДЫРОВА
В заброшенном казанском загсе вспоминают эпоху перестройки

Новый проект казанской творческой лаборатории «Угол» - инсталляция «Дневник Веткина» - будет бесплатно работать в помещении бывшего центрального загса Казани на улице Джалиля с 9 по 16 июня. В разваливающемся особняке уже давно прохудилась крыша, нет ни электричества, ни воды - попасть туда можно только с сопровождающими с 16.00 до 18.00.

Именно в помещении бывшего загса в минувшие выходные играли спектакль «Дневник Веткина», который казанский режиссер Михаил Колчин и московская художница Ксения Перетрухина поставили в рамках театральной лаборатории «Город АРТ подготовка». Литературной основой спектакля-инсталляции стал реальный «Дневник эпохи перестройки», который в девяностые годы прошлого века вел житель Казани Виталий Ромашов (Веткин - его псевдоним). Это довольно лаконичные записи «по свежим следам» - например: «27 мая, 1990 год. Мать принесла с базара последние новости. 1 кг изюма стоит 14 рублей, а год назад в это же время - 7 рублей», «31 августа, 1990 год. Афганистан прислал в подарок СССР 100 тысяч пачек «Кента», «9 апреля, 1991 год. Температура днем - плюс 15 - 20 градусов. Жара как летом. Лед на Казанке растаял. В магазинах так ничего и нет. На работе самая популярная тема разговоров – политика и цены».

Упоминается в «Дневнике...» и наша газета: «4 июня, 1990 год. В субботу, 2 июня, перестала выходить «Вечерняя Казань», так как нет бумаги. Говорят, временно», «5 июня, 1990 год. «Вечерняя Казань» снова выходит...»

Продюсером театрально-выставочного проекта по «Дневникам Веткина» выступил казанский фонд поддержки современного искусства «Живой город». «Самое ценное во всей этой истории - то, что мы совершенно случайно отыскали Веткина, - говорит директор фонда Инна Яркова. - Долго не было известно, кто же скрывается под этим псевдонимом. К примеру, его дневники были опубликованы на сайте электронного корпуса личных дневников «Прожито», однако авторы проекта не смогли связаться с автором дневников Веткина. А нам повезло: я написала Веткину на сайте «Проза.ру» с предложением использовать тексты в театральном контексте, и Виталий Ромашов выразил согласие...

Первый зал, куда на премьере «Дневника Веткина» пригласили зрителей, был завален белоснежными бумажными коробками: к каждой стороне коробки приклеен листок с отпечатанным фрагментом из дневника Веткина. Эти кубы можно было брать в руки. Минут через пять среди зрителей «проклюнулись» актеры (из Казанского ТЮЗа и еще не дипломированные - студенты театрального училища): они стали читать записи Веткина вслух - очень громко, с выражением, - по им одним понятной очереди.

Потом невидимый оркестр заиграл Свадебный марш Мендельсона, и зрителей повели в другой зал. В его глубине и правда сидели музыканты камерного оркестра, а впереди них стояли столы буквой П - покрытые белоснежными скатерками, с тарелками фруктов (яблоки, виноград), бутылками водки, рюмками... Зрители вперемежку с актерами сели за эти столы, музыканты перестали играть Мендельсона и затянули другой шлягер - «Танец маленьких лебедей» Чайковского.

Ощущения были странными: сначала казалось, что нас пригласили на свадьбу эпохи СССР. Но довольно быстро все происходящее стало напоминать поминки. Актеры вставали и читали печальные фрагменты из дневника Веткина: «Сегодня умер Цой», например, или «Сегодня был убит Раджив Ганди...» После чего стремительно выпивали рюмку водки, садились и вдумчиво закусывали. Оркестр тихо и печально играл другие номера из балета «Лебединое озеро», но так медленно, что всем в нашей стране известную музыку узнать можно было не сразу.

В третьем зале не было окон, так что зрители, оказавшись в темноте, начали заметно нервничать. Но вскоре появились актеры с фонариками и стали светить на стены: оказалось, они увешаны свадебными фотографиями разных лет. Вот жених и невеста с приветом из 1972 года, а вот из 1979-го, из 1985-го, из 1991-го... Все они какие-то нелепые в своем стремлении запечатлеть этот важный день в своей жизни. Или это свадебная мода тех лет такая нелепая?

Размышлять об этом было некогда: актеры продолжили читать «Дневник Веткина»: «У кошки родились котята. Мое предложение утопить их не прошло. Придется продать на птичьем рынке», «В ЦУМе рекламируют спутниковые антенны за 42 тысячи. За всю жизнь не заработаю!», «Из Албании в Италию бегут албанцы», «Переворот! Горбачев свергнут!»

О том, что пора покидать темный зал, можно было догадаться по музыке: камерный оркестр, расположившийся уже на центральной мраморной лестнице, торжественно и подчеркнуто медленно заиграл «Интернационал»...

- Обращение к 90-м годам прошлого века зачастую травматично: еще не пережит шок внезапных перемен и разочарований, - объясняет режиссер и исследователь Михаил Колчин. - Тем не менее этот период необходимо отрефлексировать, иначе история будет волочиться за нами, не пуская вперед, порождая бесконечные повторения и фантомы. Мне хочется, чтобы больше людей узнали о «Дневнике Веткина» - это значимый текст для понимания эпохи...

Фото Юлии КАЛИНИНОЙ