Вчитайся и рассчитайся! Выбросить даже не пытайся...

Инна СЕРОВА
Вчитайся и рассчитайся! Выбросить даже не пытайся...

Красочную рекламу такси, рекламного агентства, пластиковых окон, интернет-услуг и счета за телефон "в одном флаконе" получили в этом месяце казанцы. Разноцветные листовки аккуратно свернуты в конвертики и запечатаны. А с края почти незаметная среди рекламных модулей, неброская надпись: "Счет за услуги связи... Таттелеком...". Что может произойти с этими развеселого вида счетами, в Таттелекоме, видимо, догадываются и названивают абонентам: крутят по автоответчику разъяснения, как теперь выглядит счет. А в некоторых домах даже объявления развесили, мол, не выбрасывайте, граждане, платежный документ!

"Я тут пошел платить за квартиру, отдал немалую сумму, а на подтверждающем оплату документе вместо чека - нечитаемая клякса", - пожаловался мне казанский краевед Ильдар Алиев. Недовольство высказала и оператор почтового отделения, где я оплачивала свой счет: "Крутишь-крутишь эти листки, ищешь местечко посветлее, а люди все равно возмущаются, и я их понимаю. Случись доказывать потом, что счет оплачен - набегаешься. И ведь реклама уже на всех счетах расцвела пышным цветом - и за телефон, и за квартиру, и за газ".

А один из читателей "ВК" задался вопросом: насколько законно связисты, коммунальщики и газовики собирают с этих рекламных "цветочков" урожай, то есть доходы? Расходы на подготовку, распечатку и доставку платежных документов наверняка входят в тариф за оплачиваемые нами услуги. А раз мы, клиенты, уже оплатили бумагу, на которой распечатываются счета, и расходы на их формирование, то, наверное, вправе получать счета в удобной для нас форме. То есть читаемые, с чистыми полями, на которых кассовый аппарат делает качественный оттиск, и без всякой посторонней информации, чтобы разместить которую, тот же Таттелеком расходует вдвое больше бумаги (лист формата А4 эта фирма делит надвое, на одной половинке с обеих сторон - только реклама, а на второй - реклама с одной стороны, счет на обороте).

Таттелекомовский счет украшает надпись: "Подготовлен в соответствии с требованиями федерального закона №152 "О защите персональных данных". Этот закон охраняет тайну нашей личной информации, в соответствии с ним конверт запечатан. А есть ли закон, защищающий наше право получать счета в удобном для нас и, главное, в удобочитаемом виде? Корреспондент "ВК" задала этот вопрос специалистам казанской юридической фирмы "Татюринформ", и выяснилось, что такого закона нет.

Главный правовой акт, регулирующий сферу общественных отношений в области рекламы, - федеральный закон "О рекламе". Он регламентирует особенности рекламы отдельных видов товаров и способов распространения рекламы, но не всех. Подробно расписано распространение рекламы на транспорте, в периодических печатных изданиях, на телевидении, по сетям электросвязи. Но вопрос о ее размещении на счетах за коммунальные услуги и услуги связи в законе не затрагивается, а принцип действия закона таков: что не запрещено, то разрешено. Что делает практически бесконтрольным распространение рекламы на коммунальных и телефонных счетах.

Рекламная информация считается таковой, если она предназначена для неопределенного круга лиц, а квитанции-то предназначены совершенно конкретным гражданам! С другой стороны, информацию о товарах, работах, услугах, размещенную на квитанциях, имеет возможность увидеть не только собственник квартиры, но и другие лица, например члены его семьи, почтальон...

Вот тут-то и можно поискать зацепку противникам разноцветных картинок. Квитанции рассылает в конечном итоге не рекламодатель (который не имеет клиентской базы, сформированной исключительно из плательщиков коммунальных услуг), а те, кто формирует счета, - ДЭЗы, ЕИРЦ, ТСЖ, кооперативы, управляющие организации. А их работа - предоставление коммунальных услуг гражданам - регулируется, в частности, постановлением правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. о порядке предоставления коммунальных услуг... В нем перечислены услуги, которые надлежит считать коммунальными, и сказано, что размещение на платежных документах других сведений, кроме как об этих услугах, возможно, лишь когда это предусмотрено законодательством или договором. Таким образом, если договор с потребителями коммунальных услуг на размещение рекламной информации на представляемых им платежных документах не заключался, платежные документы не соответствуют требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и нарушают положения закона "О защите прав потребителей". Если же с потребителями услуг заключать договоры о размещении рекламы, не будет выполняться требование о "неопределенном круге лиц". В общем, как ни крути, а размещение рекламы на квитанциях о квартплате незаконно.

Услуги телефонной связи коммунальными услугами не являются, но их оказание регулируется Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, которые также регламентируют содержание счетов. Но в них указан лишь обязательный минимум реквизитов платежного документа, а ограничений на размещение "другой информации" нет, поэтому нельзя однозначно утверждать, что счет на оплату услуг телефонной связи, в котором содержится рекламная или иная информация, не соответствует закону.

Так что не исключено, что счета, которые мы получаем, со временем будут становиться все красочнее и больше. Ведь судя по тому, что напечатано на счетах Таттелекома, размещение на них рекламы оказалось делом выгодным, и этот бизнес имеет перспективу роста. И агентство, с которым связисты и компании, управляющие нашими домами, имеют дело, уже разместило на этих самых счетах рекламу, в которой перечислены плюсы такой рекламы. И они гарантированно привлекут новых рекламодателей: "Низкая стоимость по сравнению с другими видами почтовой рассылки (естественно, рассылка получателем уже оплачена), 100-процентная гарантия доставки без возврата и уничтожения...". Действительно, что-что, а счет ни уничтожить, ни вернуть клиент не сможет и хочет того или не хочет, а прочитает от строчки до строчки в поисках действительно нужной ему информации.