Венера Протасова: «С микрофоном я петь не умею»

Айсылу КАДЫРОВА
Венера Протасова: «С микрофоном я петь не умею»

Молодая солистка Татарского театра оперы и балета имени Джалиля Венера Протасова впервые гастролирует по городам Королевства Нидерландов вместе с оркестром и оперной труппой театра. Зарубежным зрителям представляют «Кармен» Бизе в постановке Георгия Ковтуна, в этом спектакле Протасова поочередно исполняет партии Микаэлы и Фраскиты.

В турне, которое продлится до 26 марта, музыканты отправились по окончании XXXIII Шаляпинского фестиваля. В фестивальном «Риголетто» Протасова (лирико-колоратурное сопрано) сыграла роль Джильды, и это стало событием: о молодой солистке, обладательнице голоса необыкновенной красоты, заговорили как об одной из самых перспективных в Казани.

С корреспондентом «Вечерней Казани» певица побеседовала накануне полета в Роттердам.

- Венера, многие впервые узнали о вас в декабре прошлого года, когда вы стали лауреатом III премии на XXV Международном конкурсе вокалистов имени Глинки. Расскажите о наиболее важных этапах вашей жизни до конкурса?

- Я родилась в Душанбе. Там начала заниматься музыкой - училась в классе фортепиано в специальной школе-десятилетке. Это было мое желание, которое родители, а они с музыкальным миром никак не связаны, горячо поддержали. Когда мне исполнилось 8 лет, родители приняли решили уехать из Таджикистана: в Душанбе начиналась война. Мы отправились на родину моей мамы - в Бурятию, в Улан-Удэ. Там я продолжила занятия музыкой. Училась на теоретическом отделении музыкального училища, его и окончила. На четвертом курсе начала заниматься вокалом и поняла, что хочу быть певицей.

- Почему вы решили поступать в Казанскую консерваторию?

- Думала, что не поступлю в Московскую или Петербургскую. И знала, что чем дальше я уеду от дома, тем мне будет сложнее и в итоге - лучше. Выбор пал на Казань еще и потому, что мой папа наполовину татарин.

- Учиться вам было легко?

- По-разному. Мой педагог Людмила Церковникова меня «ломала», непросто было пережить эти перемены, но интересно.

- А к Казани быстро привыкли?

- Мне до сих пор непривычно, что большую часть дня, особенно осенью и зимой, в городе темно. Я приехала из Бурятии, которую неслучайно называют солнечной: по количеству солнечных дней она сравнима с Крымом, Кавказом и Средней Азией, там до 300 дней в году светит солнце. Ну и климат, конечно, отличается: казанские «минус 15» переживаются как «минус 25» в Улан-Удэ.

- Помните, какой спектакль увидели первым в театре имени Джалиля?

- «Мадам Баттерфляй». Партию Чио-Чио-сан исполняла Сишенг И. Мне было интересно смотреть, как она играет эту роль: Сишенг - очень хорошая актриса.

- Сейчас ваш педагог - чрезвычайно востребованная певица Альбина Шагимуратова. У нее хватает времени на занятия с вами?

- Да, у Шагимуратовой я учусь в ассистентуре. К педагогической работе она относится очень ответственно, работа в консерватории для нее - не ради «галочки»: она не только находит время на занятия со мной, но еще и курирует все мои выступления - в спектаклях театра, на конкурсах... Мы постоянно на связи. Да, занимаемся не так часто, как мне бы хотелось, но уроки Альбины Анваровны очень много мне дают. Не только в Казани занимаемся - бывает, я специально приезжаю в Москву, когда она там оказывается.

- Она умеет «продвигать» своих учениц?

- Думаю, да. Джильду в «Риголетто» на Шаляпинском фестивале я спела, потому что этому способствовала Шагимуратова. Я знаю, что ее неоднократно спрашивали, справлюсь ли я с партией. И она твердо говорила: «Да!».

- Над какой партией вы сейчас работаете?

- Готовлю партию Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. Она намного сложнее Джильды, хотя и короче. Требует виртуозного владения голосом.

- Я правильно понимаю, знаменитую арию Царицы ночи вы готовите для конкурса имени Чайковского?

- Я не стану отвечать на этот вопрос по одной причине: не люблю говорить о том, в чем не уверена. А что касается конкурсов - любых профессиональных, - то считаю их очень полезными для карьеры. Участие в них - ценный опыт.

- Когда ваш голос звучит лучше всего?

- Когда я хорошо себя чувствую. А мое самочувствие зависит от сна: оно хорошее, только когда я высыпаюсь.

- Вы когда-нибудь пели караоке?

- Пару раз, но это было очень давно - я еще даже в консерватории не училась. Мне не нравится петь караоке: там же нужно петь в микрофон, а с микрофоном я петь не умею.

- Что вы ждете от ваших первых зарубежных гастролей?

- Для меня эти гастроли - проверка на выносливость, на собранность. Я хочу обрести на этих гастролях новый опыт. Стать сильнее...

Фото предоставлено пресс-службой ТАГТОиБ им. М. Джалиля