Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге»

Айсылу КАДЫРОВА
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге»

Сегодня вечером возле Качаловского театра ожидается скопление людей, мечтающих приобрести билет с рук (в кассах билетов уже нет) на «Современный концерт» самого молодого московского театра «Июльансамбль». Он создан в минувшем июле на базе выпускного курса  Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ. Сегодня «Июльансамбль» - резидент Центра им. Мейерхольда и один из самых посещаемых театров столицы.

В Казань «рыжаковцы» привезли три постановки. Помимо «Современного концерта» это спектакли «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина и «#Чёстихи» по стихам современных российских поэтов. Накануне открытия гастролей корреспондент «Вечерней Казани» поговорила с создателем театра «Июльансамбль» Виктором Рыжаковым.

- Виктор Анатольевич, поделитесь ощущениями: ваш молодой театр сегодня живет или выживает?

- Все люди сегодня сложно живут, многие испытывают определенные материальные трудности. Но это же не главное. Не это же определяет качество нашей жизни. Мы, согласно моим ощущениям, не выживаем, а живем. Нам сегодня очень интересно жить, быть вместе, у нас много планов и амбиций. И даже если что-то, может, не получается, это не является предметом отчаяния. Это заставляет еще больше трудиться. Нужно вкалывать, ни одна профессия не дается без труда. Если кто-то думает, что театральное искусство - легкое дело, тот ошибается. Артисты приходят на работу утром, уходят поздно вечером и бесконечно занимаются большим количеством образовательных вещей. Артист всегда должен быть в форме. Во многом театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге...

- Актеры театра «Июльансамбль» имеют только одно место работы?

- У них множество разных предложений. Кто-то снимается в кино, кто-то играет в музыкальной группе, кто-то в модельном бизнесе участвует. У многих кроме театра есть свои пристрастия и возможность изучить разные грани своего существа. Я не препятствую: это те грани, что помогают им расширить представления о мире. Но сейчас всем нам очень важно быть вместе, нам интересно друг с другом. Если завтра это пройдет, мы расстанемся. А пока длится период нашего единения и есть желание это единство сохранить.

- Это благодаря вам происходит? Вы - объединяющее начало?

- Не благодаря мне. Любой театр создает большое количество людей. Это коллективное искусство, в этом вся сложность. Это как в футболе: можно хорошо жонглировать мячом, но никогда не быть великим футболистом. Потому что великим футболистом можно стать, только играя в великой команде настоящий футбол. Понимаете, в чем секрет: мы делаем работу, в которой нам интересно открывать самих себя. У нас, у нашей группы, единственное есть достоинство: ребята очень молоды, очень амбициозны и очень талантливы. Но молодость вообще талантлива. Она имеет колоссальное преимущество перед людьми, которые уже прожили большую часть жизни, - перспективы. Это дает возможность делать шаги, которые наверняка будут находить ответную реакцию у зрителей.

- Какие шаги вы совершаете в «Современном концерте»?

- В этом спектакле не произносится ни одного слова. В этой постановке только песни поются - шлягеры XX и XXI веков, через них мы пытаемся собрать картину мира и понять те ценности, которые во все времена были важны для молодежи. Молодежь поет о любви, мечте, о своей вере или отчаянии перед невозможностью охватить своей любовью тот мир, который ускользает от тебя, или того человека, который ускользает... Словом, молодость любит петь, а война любит молодость. На этом противоречии сделана эта история.

- А две других постановки?

- Спектакль по пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь» - это попытка собрать какую-то очень важную информацию, оставленную нашими родителями, бабушками, прадедушками. Мы перепеваем песни тех уже далеких лет, и они, и володинский текст начинают сегодня звучать совершенно по-другому... Еще один наш спектакль - «#Чёстихи». Он основан на поэзии ХХ и XXI века. Авторы этих стихотворений - люди разных возрастов, от Дмитрия Александровича Пригова до совсем молодой Али Кудряшовой. Через стихи мы пытаемся сложить картину человека нынешнего века. Через эту поэзию можно услышать сегодняшний мир с его тревогами, болями и противоречиями...

- Виктор Анатольевич, вы чаще гастролируете или играете спектакли в Москве?

- В марте прошлого года состоялось первое профессиональное публичное выступление нашей группы на фестивале в Париже, тогда неожиданно для нас и стала складываться наша новая биография. Прежде всего она выражается в большом количестве перемещений по миру. Мы уже проехали со своими спектаклями от Калининграда до Владивостока, побывали почти в двадцати городах России. Следующий год гастрольный у нас уже весь расписан. Понимаете, на гастроли мы не себя ездим показывать, мы пытаемся говорить про себя и людей в зале какие-то очень важные, как нам кажется, вещи. Для этого нужно быть в коммуникации - ездить, общаться, пытаться распознать этот мир. К примеру, когда мы приехали в Красноярск, то посетили Красноярскую ГЭС: общались с работниками, играли потом для них спектакль. В Нижнем Новгороде были на заводе ГАЗ: утром наблюдали за трудом работников этого завода, а вечером показали им свой труд. Происходил эмоциональный человеческий обмен, это очень ценно.

- В Казани не было такого?

- Пока нет. Но нам бы очень хотелось познакомиться в Казани с профессионалами из незнакомой нам области. Это не только расширяет сознание - это расширяет наше представление о мире и человеке...


Фото Александра ГЕРАСИМОВА.