Визитная карточка с антивандальными окнами

Ирина ПЛОТНИКОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА

Что общего между семьей пивоваров Петцольдов, налоговой Вахитовского района и выдающимся русским  художником?  Ответ на этот вопрос любой казанец и гость города сможет получить, побывав в доме 1888 года постройки по адресу Баумана, 29. К началу лета там должна открыться галерея Константина Васильева.

За 130-летнюю историю дом №29 на пересечении улиц Баумана и Астрономической повидал всякое. Первый хозяин Фохт торговал здесь немецкими винами, устроив рейнский погребок, в котором, как пишут историки, "упивались и безобразничали" представители казанского студенчества. Затем дом сначала перешел к купцу Решу, затем к пивоварам Петцольдам, а от них - к булочному и кондитерскому магнату Михаилу Горзину.  Позже на первом этаже здания открылись магазины, второй и третий заняли налоговики. С их отъездом здание начало было разрушаться, но в мае 2011 года его решили отдать под музей нового поколения.

Переезд галереи Константина Васильева с улицы Гвардейской в центр города планировался несколько лет. Назывались даты - май 2012-го, сентябрь, декабрь. На 70-летие со дня рождения Васильева сестра художника привезла из Москвы часть его картин из личной коллекции. Выставку пришлось проводить в НКЦ "Казань". Следующая должна состояться уже в новом здании.
 
Работа на объекте кипит с декабря 2012 года. Строители разобрали старые плиты перекрытия, крышу, укрепили разрушающийся фасад, смонтировали отопление, вентиляцию и вставили антивандальные, бронированные стекла. А еще тут оборудовали уникальную для Казани систему газового пожаротушения. Вместо воды, пены или порошка, которые в борьбе с огнем могут напрочь уничтожить картины, в галерее Васильева решено использовать специальный бесцветный и безвредный газ. Во всем мире системы газового пожаротушения применяют для защиты предметов искусства, ценных бумаг, оборудования серверных, а также самолетов, подлодок и поездов.

Организация пространства будущего большого музея также представляет интерес. В нем очень много дневного света, а  залы расположены на разных уровнях:  кроме основного этажа есть мансардные - так называемые антресоли, а также помещения для интерактивной комнаты, компьютерного класса и будущих мастерских - багетной и реставрационной. В управлении культуры города вынашивают идею создать в галерее Васильева базу для реставрации всех муниципальных музеев и закупить оборудование, позволяющее тиражировать картины. Правда, цены на такое оборудование кусаются, да и вопрос с авторскими правами пока открыт.

"С декабря работаем без выходных и праздников. Сейчас завершаем электропроводку, в апреле планируем приступить к покраске", - сообщил корреспонденту "ВК" прораб стройфирмы "Гарантия" Раис Фархуллин, которого, как выяснилось, интересуют не только работы Константина Васильева, но и история его загадочной смерти в 1976 году.

- Это одна из визитных карточек культурной истории города Казани, и очень важно, что мы смогли достигнуть соглашения с сестрой Константина Васильева. Часть московской коллекции будет экспонироваться именно в нашем музее, а это наиболее известные полотна, - сказал мэр Казани Ильсур Метшин на деловом понедельнике и поставил подчиненным задачу открыть музей к новому туристическому сезону.

Друг художника и директор галереи Геннадий Пронин не скрывает радости: "Глазам не верю, как все изменилось. Еще год назад мы волновались, что все может заглохнуть, а сейчас уверены - в июне переедем".

В новой галерее будут представлены около 150 картин, рисунков и набросков мастера. В последний раз подобную экспозицию казанцы могли наблюдать в 1996 году, когда галерею Васильева в пристрое на Гвардейской, выполняя предвыборные обещания, открывал Камиль Исхаков.