Власти Татарстана отрицают, что вмешались в скандал вокруг «ВИМ-Авиа»

Марина ЮДКЕВИЧ
Власти Татарстана отрицают, что вмешались в скандал вокруг «ВИМ-Авиа»

Ударил по властям Татарстана самый громкий за последнее время скандал с крупным российским авиаперевозчиком - компанией «ВИМ-Авиа». Сообщения федеральных СМИ, что вошедшую в долговое пике авиакомпанию поддержало своими гарантиями правительство РТ, вызвали негодующие комментарии: с какой стати татарстанские власти ручаются за частную фирму бюджетными деньгами?

В минувшие выходные застряли в московском Домодедово пассажиры более двух десятков самолетов «ВИМ-Авиа»: долг авиакомпании этому своему базовому аэропорту за обслуживание  составил к тому времени, по данным «Ведомостей», около 500 млн рублей. Глава СКР Александр Бастрыкин поручил провести доследственную проверку ситуации, а глава федерального минтранса Максим Соколов сообщил, что за такое отношение к пассажирам его ведомство может отозвать у авиакомпании разрешение на международные полеты (в 2011-м Росавиация уже закрывала для «ВИМ-Авиа» вылеты в Европу из-за претензий к техническому состоянию самолетов)... Однако вскоре Ассоциация туроператоров России сообщила, что «ВИМ-Авиа» начала выплату долга и задержанные рейсы вот-вот будут отправлены. 

Что за возможности смогла столь оперативно мобилизовать авиакомпания, закредитованная на 5,8 млрд рублей и задержавшая в этом году 12 процентов своих рейсов в разных аэропортах России? Источники крупнейших федеральных СМИ в Росавиации сообщили: в эти выходные обслуживание самолетов «ВИМ-Авиа» было продолжено под гарантии правительства Татарстана, банка «Зенит» и Татнефти. Ведь эта авиакомпания, работающая с 2002 года и входящая в российский топ-10 по количеству перевозимых пассажиров, в феврале 2016-го стала татарстанским налоговым резидентом: перерегистрировалась из Москвы в Богатые Сабы.

Причины этого, мягко говоря, нетривиального решения остались неизвестными - никаких специальных бизнес-бонусов регистрация в этом татарстанском райцентре не сулит... Так что озадаченным наблюдателям только и оставалось, что рассуждать о зове исторической родины: Рашид Мурсекаев, являющийся учредителем «ВИМ-Авиа» вместе с супругой Светланой, - он хоть родом из Барнаула, но ведь татарин же!..

Предполагали, разумеется, что историческая родина призвала его не только по любви к далекому сыну, но и по расчету. Крупнейший авиаперевозчик - местный резидент - это сулило собственный доступ к рынку международных перевозок и подъем не только престижа территории, но и поступлений в бюджеты...

Но если такой расчет и был, то не оправдался. На начало этого года, по сообщению управления ПФР по РТ, «ВИМ-Авиа» входила в тройку самых крупных татарстанских должников: 52 млн рублей задолженности перед Пенсионным фондом. Кроме того, Татарская транспортная прокуратура установила, что зарплатные долги этой авиакомпании ее работникам превысили 206 млн рублей.

Теперь же власти Татарстана еще и связали со свежим скандалом вокруг «ВИМ-Авиа». Ведь гарантии, о которых идет речь, - это обязательство заплатить деньги, если объект гарантии самостоятельно расплатиться не сможет. Поэтому по закону гарантии бюджета (а других финансовых ресурсов у властей нет) могут выдаваться лишь с санкции законодательного органа, а Госсовет РТ таких санкций не давал... Словом, некрасивая ситуация вокруг российского авиаперевозчика с татарстанской пропиской грозила разрастанием.

Неудивительно, что власти республики сегодня опровергли как публикации СМИ о выданной «ВИМ-Авиа» гарантии, так и предположения о связи этой компании с республиканскими структурами.

- Ни правительство Татарстана, ни Татнефть отношения к «ВИМ-Авиа» не имеют и никаких гарантий не предоставляли, - заявил «Вечерней Казани» руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин. - Мы знаем, что банк «Зенит» является одним из кредиторов авиакомпании, - возможно, он согласился на реструктуризацию долгов...

В банке «Зенит» (более чем на 71 процент контролируется Татнефтью) прокомментировать это заявление и рассказать, как реструктуризация долга отразится на платежах авиакомпании-должника, отказались.
- Мы традиционно не комментируем ситуации с нашими заемщиками, - сказал «ВК» руководитель пресс-службы банка Владимир Сысоев. - Это коммерческая тайна.

По данным «Картотеки.ру», кредитная линия для компании «ВИМ-Авиа» была открыта «Зенитом» в декабре 2016-го на четыре года. Размер этих заимствований никогда не раскрывался, а залогом стали 15 авиационных двигателей. Всего сейчас, по данным Росавиации, в парке «ВИМ-Авиа» 29 самолетов.

Любопытно, что самое большое количество заложенного оборудования «ВИМ-Авиа» (шесть действующих договоров залога) приходится, по данным «Картотеки.ру», на банк «Образование», признанный несостоятельным. Как сообщило в сентябре Агентство по страхованию вкладов, инвентаризация этого банка выявила недостачу имущества на общую сумму 34,5 млрд рублей, причем наибольшие суммы недостачи связаны с отсутствием подтверждающих документов по кредитным договорам на сумму 32,7 млрд рублей...

Сама «ВИМ-Авиа» последний комментарий по поводу сложившейся ситуации дала 23 сентября, и его тоже можно рассматривать как выражение надежды на понимание со стороны банка «Зенит»: «Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию».

За этот год «ВИМ-Авиа» успела дважды стать объектом проверки со стороны транспортной прокуратуры из-за задержек рейсов, рассказал «ВК» татарский транспортный прокурор Максим Ковалюк:
- По итогам первой проверки (после того, как в мае в Домодедово тоже было задержано много рейсов «ВИМ-Авиа») мы внесли в Генпрокуратуру проект представления в адрес Росавиации, Генпрокуратура его одобрила, и тогда с нашей помощью удалось восстановить регулярные рейсы. Проблема авиакомпании была в отсутствии резерва воздушных судов. Понятно, что самолеты иногда приходится ставить на ремонт, но на этот случай должен же быть резерв! Так вот тогда «ВИМ-Авиа» сняла все свои чартерные рейсы - и задержки с регулярными рейсами прекратились. Теперь чартеры вернулись... Чем именно вызвано нынешнее обострение, пока сказать не могу - сейчас мы выезжаем в Домодедово, это их аэропорт базирования, и будем выяснять. Конечно, мы следим за СМИ, там пишут, что у «ВИМ-Авиа» огромные долги за заправку топливом - и это очень похоже на правду, но надо смотреть на месте...