Вместо клятвы - декларация

Инна СЕРОВА
Вместо клятвы - декларация

Порой вздыхая после посещения врача по поводу того, что нынешние доктора совсем забыли о клятве Гиппократа, мы даже не догадываемся, насколько близки к истине. В городской клинической больнице №12 уже почти полгода действует документ, может, и не заменяющий врачам эту клятву, но являющийся важным к ней дополнением. И если соблюдение клятвы лежит исключительно на совести доктора, то под этим документом сотрудники ОАО "ГКБ №12" ставят подпись за его нарушение и несут ответственность перед коллективом и руководством.

Документ этот - Декларация о деятельности врачей по исполнению федерального закона "Об обязательном медицинском страховании" - принят врачами клиники 24 декабря. Он включает пять пунктов, весьма значимых для каждого пациента. Итак: "Ни одному гражданину РФ на территории РТ при обращении к врачам ОАО "ГКБ №12" ни при каких обстоятельствах (застрахован он или нет, с полисом или без, прикреплен к поликлинике или нет) не отказывать в бесплатной плановой или экстренной медицинской помощи в объеме базовой программы государственных гарантий...". Внимательно прочитав это, понимаешь, что гражданину России, случись что, в этой больнице умереть не дадут, но и лишних дорогостоящих мер по улучшению его здоровья принимать не станут. Вот негражданам хуже, им остается надеяться, что врач помнит не только декларацию, но и клятву Гиппократа.

Во втором пункте декларации уточняется, что врач обязан соблюдать законодательство РФ и РТ, а при оказании платных услуг - еще и устав клиники. И лишь в третьем - что он во всех ситуациях должен честно и неформально выполнять утвержденную российским законом клятву врача. А еще два пункта врачебной декларации - чисто коммерческие. Один о том, что возмещение вреда здоровью граждан или морального вреда, если оно доказано, производится за счет средств фонда оплаты труда. Когда многие доктора за свой карман переживают не меньше, чем за чистую совесть, это, пожалуй, очень даже неплохо. И последний пункт касается доходов клиники, его можно опустить как не затрагивающий интересы пациентов.

Эту декларацию директор ОАО "ГКБ №12" Тауфик Сафин вручил корреспонденту "ВК" при встрече, поводом для которой послужило письмо его пациента в редакцию. Его можно было бы назвать жалобой, но Сафин предпочел слово "предложение", поскольку больной выразил претензию не к качеству лечения, а к тому, что на больных в 12-й горбольнице слишком уж, по его мнению, рьяно зарабатывают, и написал, как, по его разумению, следует организовать дело.

"Есть деньги - лечись семь дней в неделю, нет - лечись только пять, с перерывом на субботу и воскресенье... Не все больные могут платить за физиотерапию, а перерывы в ней нежелательны. Но в физиотерапевтическом отделении ГКБ №12 процедуры в субботу проводятся только через кассу..." - написал в редакцию "ВК" Владимир Семашко. А заодно раскритиковал систему льготного лекарственного обеспечения, мол, врачи общей практики в этой клинике выписывают бесплатные рецепты льготникам лишь на те лекарства, которые есть в аптеке. И "проехался" по срокам ожидания больными консультаций у узких специалистов: бесплатного приема надо полгода ждать, тогда как на платный можно попасть свободно.

- Советская система организации здравоохранения была лучшей в мире, но мы ее потеряли, а люди-то помнят, - прокомментировал претензии Тауфик Сафин и пояснил, что сам он не сторонник "оптимизации" здравоохранения, вследствие которой из больниц исчезают сотни далеко не лишних коек. - Но мы, заметьте, едва ли не единственная в Казани клиника, где вообще сохранилась бесплатная физиотерапия. Это же не обязательная медицинская услуга. Законом для сотрудников этого отделения утверждена пятидневка. Я не имею права обязать их работать шесть дней в неделю, но предоставляю законную возможность подрабатывать по субботам.

Сафин припомнил свои поездки по обмену опытом за рубеж и привел сравнения в нашу пользу. В Англии, мол, при Маргарет Тэтчер ожидание госпитальной консультации (по-нашему - у узкого специалиста) вообще составляло три года, а нынешние полтора считаются верхом прогресса. Во Франции врачи общей практики кооперируются и открывают участковые кабинеты, к которым приписано в два-три раза больше больных, чем у нас к участковому врачу. Какое уж тут внимание? И там любой врач может выписать пациенту ворох рецептов на лекарства, которые оплатит государство, но это ложится непосильной нагрузкой на бюджет, и расплачиваются за его нерачительное расходование все добросовестные налогоплательщики.

Признав, что врачи действительно отказывают пациентам в выписке бесплатных лекарств в связи с отсутствием в аптеке и заменяют их на другие, Сафин указал на положительную сторону дела:

- Гораздо лучше, если человек получит лекарство и начнет лечиться, чем будет ждать и тратить нервы, скандаля с фармацевтами! Я не запрещаю своим врачам выписывать препараты, которых в аптеке нет, но не советую им этого делать. Это не на пользу пациенту. А врач может внушить больному доверие к тому препарату, который есть.

Тауфик Сафин вручил мне небольшую книгу, изданную им вместе с коллегой и, по сути, являющуюся сводом "рецептов" общения врачей с больными. В ней содержится своего рода "врачебный минимум" - от классификации пациентов и докторов по характерам до классификации способов, которыми пациенты пытаются врача отблагодарить. Основные рекомендации касаются именно методов внушения, а точнее, манипулирования, применяемых докторами к пациентам и их родственникам (для их же блага, утверждают авторы). Так вот, больше всего мне из этой книжечки запомнилась фраза: "Недовольство врачом чаще всего вызвано... плохим умением общаться с больными и их родственниками".