Внук Рахманинова не захотел говорить о себе

Айсылу КАДЫРОВА
Внук Рахманинова не захотел говорить о себе

Завтра в БКЗ им. Салиха Сайдашева - торжественное закрытие Первого международного фестиваля имени Сергея Рахманинова "Белая сирень". Финальным аккордом вечера станет первое в Казани исполнение рахманиновской Симфонии №1.

Мировая премьера этого сочинения состоялась в Санкт-Петербурге в 1897 году. Его приняли так холодно, что потом эта симфония долго не исполнялась.  В провале обвиняют Александра Глазунова - говорят, он был пьян, когда дирижировал премьерой...

Об этом корреспондентам "ВК" рассказал внук Сергея Рахманинова - почетный гость фестиваля "Белая сирень", учредитель Фонда Рахманинова Александр Рахманинов.

Мы встретились с ним в воскресенье утром в лобби-баре отеля "Мираж". Ухоженный, почему-то взвинченный, сначала он по-стариковски брюзжал: "Как?! У вас нет визитной карточки? Я вправе отказать вам в интервью!". Потом жаловался: "Вечером на фестивале играет Березовский. Он делает мне капризы!". Потом старался понравиться: "Чем я могу вас угостить? Хотите водки?..".

И от водки, и от кофе, и от чая мы отказались. Это заметно обрадовало Александра Рахманинова. Предлагаю читателям "ВК" фрагменты его темпераментного монолога.

- Мне не нравится ваше любопытство относительно меня. Зачем знать публике, когда именно я осознал, какого масштаба личность - мой   дед?! К чему такой вопрос?! Я не хочу говорить о себе. Я хочу говорить о Сергее Васильевиче! Знаете ли вы, что в августе 2010 года влиятельный английский журнал "BBC Music Magazine" назвал Сергея Рахманинова "композитором номер один двадцатого века"? И это был выбор не редакции журнала. Это результат интерактивного опроса, в котором приняли участие сто авторитетных экспертов - профессионалов в области музыки - из тридцати стран Европы, Америки и Австралии!  

* * *
Долгое время мне казалось, что количество исполнений произведений Рахманинова в мире не соответствует его реальному таланту. Я считал колоссальной несправедливостью, что гениальную музыку Сергея Васильевича так мало играют. И именно поэтому создал Фонд Рахманинова. Главная задача фонда - пропаганда и популяризация сочинений деда в мире. Могу заявить, что это получается.  По подсчетам американских специалистов, исполнение музыки Рахманинова с 1992 года до сегодняшнего дня выросло более чем на 1150%!
То, что сейчас реабилитирована незаслуженно забытая Первая симфония Рахманинова, случилось благодаря усилиям фонда. До Казани, где в рамках фестиваля "Белая сирень" ее представят Государственный симфонический оркестр Татарстана и маэстро Александр Сладковский, она уже исполнялась в Лондоне под управлением Валерия Гергиева, в Чикаго, в городах Швейцарии, в Париже, в Москве  - везде с невероятным успехом...
* * *
Самое популярное произведение Рахманинова - "Рапсодия на темы Паганини". Кстати сказать, 1 июня это сочинение сыграет для казанцев Денис Мацуев. Я считаю Мацуева одним из десяти пианистов в мире, про которых могу сказать, что сегодня они блестяще исполняют Рахманинова. На вашем фестивале "Белая сирень" участвуют двое из этой десятки: кроме Мацуева это Борис Березовский. Что любопытно, в этой десятке лучших нет ни одной женщины...
Я прилетел на казанский фестиваль с супругой. Из Швейцарии. Мы живем там на вилле "Сенар", которую очень любил мой дед. Знаю, что именно там и возникла у него идея о создании "Рапсодии...". Я очень хорошо это понимаю, когда выхожу в полнолуние на берег Фервальштеттского озера и вижу лунную дорожку сумасшедшей красоты, бегущую по воде к Пилатусу...
* * *
Для популяризации сочинений Рахманинова наш фонд устраивает концерты его музыки по всему миру в лучших концертных залах, силами авторитетных музыкальных коллективов и дирижеров. Если раньше директора концертных залов вяло реагировали на предложение провести концерт Рахманинова, так как не были уверены в успехе, то теперь... Теперь на концертах нашего фонда аншлаги!

Я люблю математику, ценю точные цифры. Скажете, неожиданный в беседе поворот? Отнюдь нет! Каждый раз на концертах, где исполняют музыку деда, я занимаюсь математикой. А именно: записываю, после какого произведения и сколько раз публика вызывает на поклоны исполнителя, сколько минут длятся овации, сколько раз кричали "Браво!", фиксирую - только ли хлопают в ладоши или еще и топочут от восторга ногами?.. Исходя из этих данных, вычисляю самые популярные произведения Рахманинова, лучших исполнителей. И составляю потом концертные программы по безошибочному математическому принципу. И за публикой - как она реагирует на музыку деда - люблю наблюдать.  Недавно в Париже заприметил в зале девушек, которые были довольно странно одеты: на обеих были штаны с дырками, представляете? И вдруг одна из них любопытствует: "А в какой тональности играет оркестр?". Я чуть не упал! Не ожидал, что особа в дырявых штанах может рассуждать о тональностях...

* * *
Да, я в курсе, что в мире проводятся музыкальные конкурсы имени Рахманинова. Слава богу, наш фонд не имеет к этому никакого отношения! И это позволяет мне сказать сейчас не милые про эти конкурсы вещи. В 1993 году я приехал в Москву на первый международный конкурс пианистов имени Рахманинова. И вдруг в мой номер, а я остановился в отеле "Савой", предварительно постучавшись, заходит человек с тяжеленным чемоданом. Чемодан, как выяснилось, был забит миллионами рублей. Человек хотел, чтобы я за эти деньги поддержал на конкурсе его дочь. Немыслимо! Как говорят в Париже, он агитировал меня за выборы победителя "под столом". Я на это пойти не мог. Уехал с конкурса, хлопнув дверью! И с тех пор не хочу иметь ничего общего с конкурсами...

* * *
Я - профессиональный адвокат. В моей команде 11 адвокатов. И если от музыкальных конкурсов, непонятно по какому праву носящих имя Сергея Васильевича Рахманинова, мы сознательно отстранились, то другими "рахманиновскими" проектами занимаемся охотно. Я имею в виду незаконное, с моей точки зрения, присвоение бренда: есть водка немецкого производства "Rachmaninoff", в центре Санкт-Петербурга имеется антик-отель "Рахманинов"...

* * *
Удался ли фестиваль "Белая сирень", я буду  знать утром 2 июня. Пока все идет удачно, но мне крайне важно увидеть, как отреагирует казанская публика 1 июня на Первую симфонию Сергея Рахманинова. Буду наблюдать за зрителями, вести свой "математический" дневник...
После казанского фестиваля вернемся на виллу "Сенар", где нас с супругой ждут три любимые кошечки. А потом устроим с ней шестинедельные каникулы. Как обычно, отправимся в горы. Да-да, мы лазаем по горам! Мне почти 80, но я в отличной форме, и скалолазание - лучшее для меня средство "прочистить мозги". В связке всегда иду первым. И это восхитительно. Супруга, как все нежные женщины, пищит от страха. Но я не слышу этого писка -  она "штурмует" горный маршрут, находясь на несколько метров ниже меня...

 

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.