Водители у нас плохие, зато дороги - зашибись

Анна АЛТЫНОВА
В темноте въедешь -  не заметишь

Участники брифинга в кабмине, посвященного проблемам безопасности дорожного движения, призвали вчера журналистов донести до казанских водителей, что пренебрегать правилами смертельно опасно. Дело в том, что вместо запланированного снижения показателей аварийности, смертности и травматизма наблюдается их резкий рост.

Вроде бы все в республике делается для предотвращения смертельно опасных нарушений: дороги - под прицелом камер фотовидеофиксации, злостных нарушителей приставы не выпускают за границу, а суды сажают под административный арест. "Мы создаем такие условия, что нарушать невыгодно... Но некоторые автомобилисты не умеют делать выводы", - с некоторым удивлением заметил заместитель начальника УГИБДД по РТ Масхут Мифтахов.

А потом Мифтахов привел цифры, в которые человек, знакомый с сегодняшней дорожной ситуацией, верить ну никак не готов. По официальным данным, в этом году количество ДТП, связанных с неудовлетворительным состоянием дорог, резко снизилось! В целом по Татарстану - на 34,5 процента, а в Казани - так и вовсе на 54,6 процента. За счет чего это произошло? За счет того, что в отчеты попадают лишь аварии, в которых погибли или пострадали люди. Когда же, влетев в яму, машина остается без колеса или пробивает картер на торчащем над дорогой люке, страдает обычно железо. И вот эти-то данные, которые отражают реальную картину, в официальной статистике как раз и не отражаются.

В ГИБДД Казани корреспонденту "ВК" сообщили, что за семь месяцев прошлого года было зарегистрировано 38550 таких аварий, а за семь месяцев этого - уже 38719. Сколько из них произошло из-за плохого состояния дорог, неизвестно. Но поскольку хороших дорог у нас практически нет, напрашивается вывод, что количество аварий, связанных с плохим состоянием дорог, на самом деле уменьшиться никак не могло. Да и данные республиканского Союза страховщиков косвенно говорят о том же. Помощник руководителя союза Наталья Андреянова сообщила, что за год объем выплат вырос на 15 процентов. Лукавая статистика просто не учитывает эти сведения - и позволяет сделать приятный для ответственных за состояние дорог должностных лиц вывод, что дорожные условия у нас ну просто зашибись какие безопасные!

Масхут Мифтахов утверждает: причина роста количества аварий - "интенсивно увеличивающийся уровень автомобилизации населения и рост числа водителей". Что в переводе на общедоступный язык означает: слишком много развелось желающих порулить. Если честно, я тоже иногда в час пик удивляюсь: "Ну куда они все прутся, мешают мне ехать?". И мечтаю попутешествовать во времени, проехаться по пустынным дорогам полувековой давности. Только времена, как известно, не выбирают. А заставить граждан отказаться от  передвижения на личных автомобилях, оставив эту привилегию исключительно себе, отчего-то приходит в голову только нашим чиновникам. В Швециях и Германиях борьбу с автомобилизацией и связанным с нею травматизмом принято начинать с тех, кто "наверху". Воздействовать, как говорится, личным примером. А мы до этого не доросли, и потому рассуждать на эту тему с трибун - только гусей, то есть автомобилистов, дразнить.

"Прослеживается прямая зависимость безопасности участника дорожного движения от количества допускаемых ими нарушений ПДД", - сказал Масхут Мифтахов. Да, правовой нигилизм давно стал жизненным кредо для многих водителей. Но почему это произошло? Опыт последних месяцев показал, что размер штрафов тут не имеет большого значения. Штраф не пугает, если водитель знает, что инспектор, который стоит на перекрестке в ожидании кортежа, его за нарушение не остановит, поскольку перед ним стоит другая задача. А 78,5 процента протоколов на нарушителей выписано в этом году на основании приборов фотовидеофиксации.

К тому же водители знают, что по закону дороги должны содержаться в пригодном для нормальной езды состоянии. А когда на состояние дорог плюют, их ремонт ведут, не подготовив объездных путей и не обозначив опасных препятствий, и вместо того, чтобы попытаться нормально организовать движение, ограничиваются извинениями в СМИ за "временные неудобства" да еще призывают автовладельцев к пониманию, чаша водительского терпения переполняется: им, значит, можно нарушать, а нам нет?..

И последнее. Масхут Мифтахов резко высказался о "показном неуважении к закону", которое проявляют злостные нарушители. А что сделали его подчиненные, чтобы показательно внушить уважение? Экс-судью Солдатова не смогли лишить прав. ДТП с желтым "Порше" не сумели оформить без сучка и задоринки, а машину эту загнать на штраф-стоянку, чтобы обеспечить сохранность улик. Да что там - до конца очистить от припаркованных машин улицу Карла Маркса - и то  не смогли. Мифтахов вчера не сказал: "Машины там больше не стоят". Он сказал: "Машин там стоит теперь меньше".