«Воевать с Москвой нельзя!»: в новой казанской опере Сююмбике не прыгнула с башни

Ольга ЮХНОВСКАЯ
«Воевать с Москвой нельзя!»: в новой казанской опере Сююмбике не прыгнула с башни

Иван Грозный на столе, эротические пляски скоморохов, страстные объятия царицы Казани с фаворитом и душераздирающие сцены ее прощания с маленьким сыном Утямышем… В Татарском театре оперы и балета им. Джалиля состоялась премьера оперы «Сююмбике», билеты на которую были раскуплены еще летом. Как убедилась корреспондент «Вечерней Казани», сказочное полотно о жившей в XVI веке легендарной Сююмбике пронизано тонкими намеками на день сегодняшний. Чего стоят только многократные рефрены типа «Воевать с Москвой нельзя! Заключение соглашенья лучше, чем война!»

 

В среду перед премьерным показом публика в театральном фойе изучала мини-выставку «Образ Сююмбике в работах татарских художников», гвоздем которой стал графический рисунок самого Баки Урманче. Но многочисленные селфи публика делала на фоне работы Елены Саитбагиной «Сююмбике: прощальный взор» (2018), вокруг которой периодически возникали дискуссии. Театралы в годах увлеченно спорили, что «хотя ханша здесь дивно хороша, но почему столь черноброва и черноглаза? Ведь булгарки были рыжеватыми и со светлыми глазами!» - «А разве вы не знали, что Сююмбике – дочь ногайского хана? Все степняки - брюнеты!».

 

Опера композитора Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса чрезвычайно мелодична. Несколько арий Сююмбике – просто готовые хиты! Действие  исторического фэнтези происходит в Казани, Москве и Касимове, где царица провела последние годы. Художник-постановщик Владимир Герасименко отказался от заурядных «адресных планов», меняются лишь интерьер и подсветка, при этом остаются незыблемыми башенные стены, из которых прекрасной пленнице никогда не выбраться в любимую степь. Замкнутое пространство символизирует несвободу гордой ханбики. Ее беды растут как снежный ком до тех пор, пока Сююмбике не увидит выход в конце тоннеля. В эпилоге она тихо поднимается куда-то ввысь по лестнице, окутанной густым туманом, и исчезает в вечности.  

 


- Мы не даем оценки историческим событиям, мы рассказываем о человеческих судьбах, - отмечает режиссер-постановщик оперы Юрий Александров. – Ставим вопросы, но не навязываем отношения к истории, пусть зритель ищет ответы в своем сердце. Сююмбике перенесла огромные тяготы, потеряла мужа, ее вероломно лишили сына, принудили к браку с предателем Шигалеем… Мне сразу было ясно, что финал не может повторять растиражированный миф о том, что Сююмбике бросилась с башни.

 

В состав постановочной группы также вошли балетмейстер Давид Авдыш (в настоящее время – балетмейстер театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории), дирижер Ренат Салаватов, художник по костюмам Виктория Хархалуп (преподает в Школе-студии МХАТ, сотрудничала с театром им. Джалиля на спектаклях «Дон Кихот» и «Трубадур»). Специально для «Сююмбике» в пошивочных мастерских театра изготовили более 300 роскошных костюмов.

 

Партию ханбики прекрасно исполнила молодая солистка Татарского театра оперы и балета Гульнора Гатина. Да и весь ансамбль солистов достоин высшей оценки -  Ахмед Агади (Иван Грозный), Артур Исламов (Кошчак), Сервер Кадиров (Бибарс), Филюс Кагиров (Шигалей), Александра Саульская-Шулятьева (царица Анастасия), Юрий Ившин (князь Петр Серебряный), Венера Ганеева (няня сына Сююмбике Утямыша) и другие.

 

А маленький Арслан Сибгатуллин, исполнивший партию хана Утямыша, стал главным любимцем публики. Два года назад пятилетний мальчик (сын актрисы Камаловского театра Гузель Минаковой) прославился на всю Россию исполнением песни «Вставай, страна огромная!», его видеоролики в Сети набрали миллионы просмотров. И вот новый этап - большая сцена. Арслан принял сюжет оперы очень близко к сердцу. В одной из сцен он является своей матушке Сююмбике в полусне-полубреду, так вот, уйдя за кулису, мальчик расплакался: «Как же так, она сыночка своего потеряла!»… После премьеры поэт Ренат Харис подарил маленькому артисту игрушечный «КамАЗ», и тот, несмотря на трехчасовую работу на сцене, увлеченно занялся машинкой.

 

- В  опере «Сююмбике» отражается история формирования российской государственности, - подчеркнул автор идеи эпической постановки директор ТАГТОиБ им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. - Работа над постановкой длилась почти два года. Творческий тандем Резеды Ахияровой и Рената Хариса давно сотрудничает с нашим театром, они создали оперу «Любовь поэта» и балет «Золотая Орда», которые очень востребованы публикой.

 

Немаловажная деталь: национальная опера «Сююмбике» исполняется на обоих государственных языках Республики Татарстан. В первом действии поют исключительно на татарском, во втором – на русском, а в третьем – и на татарском, и на русском. И всем все понятно, тем более что текст дублируется электронным суфлером.

 

На премьере 26 сентября (сегодня вечером – второй премьерный показ) для казанских театралов  стало сюрпризом увидеть в директорской ложе Рустама Минниханова с супругой (президент, впрочем, до конца спектакля не усидел и покинул театр после второго действия), зато госсоветник Минтимер Шаймиев и руководитель аппарата президента Асгат Сафаров досмотрели «Сююмбике» и аплодировали артистам вместе со всем залом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фото Александра ГЕРАСИМОВА