Волшебный клоун и компания...

Айсылу КАДЫРОВА
Волшебный клоун и компания...

В Казани начались гастроли Санкт-Петербургского цирка "Максимус". Представление в двух отделениях с участием артистов практически всех цирковых жанров многие зрители считают одним из лучших в сезоне.

Самое заметное и ощутимое, что отличает спектакль "Максимуса" от большинства других отечественных цирковых проектов, это участие в программе просто потрясающего клоуна Владимира Дерябкина. Он выходит на манеж и, кажется, не делает ничего сверхъестественного: играет на губной гармошке и гитаре, бьет в барабаны, знакомит публику с живым крошечным медвежонком... Но делает он все это так, что возникает ощущение, будто из цирка волшебным образом исчезла скука. Именно скука, которая означает не отсутствие веселья, а отсутствие какого бы то ни было смысла. А в цирке, на мой взгляд, смыслы в дефиците: довольно часто реагируешь на работу артистов искренним непониманием "Зачем вы это делаете?".

Дерябкину такой вопрос задавать не хочется. Любопытно другое: как он добивается такого эффекта, когда от одного лишь его взгляда, простого жеста, тривиальной реплики тебя вдруг накрывает волной нежности. Или прожигает восхищением. Или на душе сразу становится тепло. Как? Загадка.

Ходит легенда, что Дерябкин появился на свет по велению знаменитого советского клоуна Олега Попова. Якобы на закате "лохматых семидесятых" Попов, уезжая на гастроли, сказал Владимиру Дерябкину-старшему, клоуну и дрессировщику: "Все, Деряба, хватит баловаться цирком! Пора семью заводить. Я приеду через десять месяцев, и в цирке должен будет висеть либо красный флаг, либо синий". Говорят, к возвращению Попова вывесили синий флаг, который означал рождение мальчика, Володи-младшего...

Если говорить о других артистах, занятых в программе труппы "Максимус", то вспоминается еще одна цирковая легенда. Ее герой - тоже клоун, выдающийся Юрий Никулин. Он, уже будучи знаменитым, заседал в составе режиссерской коллегии и в художественном совете Союзгосцирка, которые решали: принимать или не принимать тот или иной новый номер в цирковой "конвейер". Номера были разные. Но когда у Никулина интересовались его мнением, он всегда отвечал так: "Номер, конечно, слабенький. Но ребята хорошие. Я бы рискнул и дал им попробовать".

Знаменитый никулинский вердикт я бы в первую очередь применила к аттракционам Вадима Канбегова "Бенгальские тигры на свободе", "Крокодилы и питоны" и "Африканские львицы". Все животные, с которыми сейчас работает этот дрессировщик, молодые, только начинают свою артистическую карьеру. Их триумфы еще впереди. А у ветеранов среди его хищников - тигрольвицы (плод любви африканского льва и бенгальской тигрицы) и льва - пора триумфов уже позади: они выходят на манеж буквально на пару минут и только для того, чтобы зрители их увидели.

Кстати, возвращаясь к цирковой легенде про мудрого Никулина. Когда номер попадал в программу и в силу тех или иных причин оказывался провальным, то все члены коллегии помнили: "Говорил же нам Никулин, что номер слабенький!". А если номер работал успешно, то все говорили: "Кто бы мог подумать, что номер хороший. А вот Никулин-то рискнул и дал попробовать!". Думаю, со временем хвалить за хорошую работу будут не только аттракционы Вадима Канбегова, но и другие номера цирка "Максимус".

 

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.