Вороватых кондукторов в казанских автобусах заменят турникетами, но сначала поднимут плату за проезд

Дарья СУББОТИНА
Вороватых кондукторов в казанских автобусах заменят турникетами, но сначала поднимут плату за проезд

Похоже, нашли понимание у властей республики автобусные перевозчики, которые то и дело жалуются на свою тяжелую жизнь. Вчера глава Миндортранса РТ Ленар Сафин встретился за закрытыми дверями с руководителями семи АТП, которые перед этим предоставили ему подробную финансовую отчетность. По итогам встречи министр признал, что автобусники терпят убытки, пообещал подготовить обращение в Госкомитет РТ по тарифам о пересмотре стоимости проезда в Казани, а также отправить татарстанскую делегацию в Москву за опытом - в столичных автобусах вместо кондукторов стоят турникеты, которые воровать не умеют.

О своем бедственном положении автоперевозчики Казани и республики не устают напоминать с сентября. По их словам, из-за неполной компенсации за проезд льготников (18 рублей вместо 27) и в принципе низких тарифов за проезд у транспортников накопились многомиллионные долги, которые довели некоторых буквально до ручки. «У меня уже и квартира, и машина в залоге. Хоть в петлю лезь!» - жаловался на свое бедственное положение «Вечерней Казани» предприниматель Алик Умаров, обслуживающий 71-й автобусный маршрут. ПАТП № 2 и КПАТП № 7, чтобы расквитаться с долгами, пришлось продать семь «краснобусов», которые сейчас колесят по Новосибирску и Красноярску.

Объединившись в Ассоциацию автотранспортных предприятий РТ (в нее входят 18 АТП), осенью перевозчики забросали комитет по транспорту Казани, Минфин и Минтранс Татарстана письмами, в которых просили главным образом не поднять тарифы за проезд, а обеспечить им полную компенсацию из бюджета за проезд льготников, которых в общем пассажиропотоке больше 30%.

«Как вы знаете, обстановка в отрасли, мягко говоря, плачевная. Чтобы выжить, перевозчики просят, чтобы компенсация была не 18 рублей, как сейчас, а 27 рублей. Мы просим деньги за выполненную работу», - говорилось, в частности, в открытом письме к главе Миндортранса РТ.

И вот вчера министр Ленар Сафин пригласил перевозчиков на личную встречу. Правда, пустили к нему не всех желающих. 

- Министр сам или по умыслу своих помощников согласился поговорить лишь с несколькими директорами АТП, а остальным, в том числе и мне, указали на дверь! - поделился впечатлениями от вчерашнего похода в миндортранс председатель Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков. - Охрана сказала, что им поступила команда пускать строго по списку. А в список попали те перевозчики, кто до этого был на балансовой комиссии. Но как приглашали на балансовую комиссию? Накануне в пять вечера приходило приглашение на 10 утра следующего дня. С собой нужно было принести солидный пакет документов, на подготовку которого, по подсчетам руководителей АТП, нужно не менее двух суток. 

Не присутствовавший на встрече с министром Темляков тем не менее сообщил «ВК» о ее результатах:

- Министр транспорта и дорожного хозяйства признал, что  перевозчики работают в убыток, и пообещал направить обращение в Госкомитет РТ по тарифам по поводу повышения стоимости проезда (видимо, это более легковыполнимая задача, чем обеспечить транспортникам полную компенсацию из бюджета за льготников. - «ВК»), хотя в комитете и так уже есть вся информация. Тем временем у предприятий, входящих в ассоциацию, убытки растут как снежный ком. По итогам 9 месяцев это более 140 млн только по МУПам, к концу года убытки по всем предприятиям достигнут 200 млн. Нам всегда приводят в пример Самару, но там компенсация за льготников составляет 29 рублей, а не 18 и уже принято решение, что с нового года проезд будет 32 рубля!

Руководители предприятий, которые смогли попасть к министру, делиться подробностями разговора за закрытыми дверями с «ВК» не стали.

В свою очередь в Миндортрансе РТ «Вечерней Казани» подтвердили, что на встречу с Ленаром Сафиным действительно пригласили не всех перевозчиков, а тех, кто заранее предоставил финансовую отчетность балансовой комиссии, в которую кроме представителей самого минтранса также входили эксперты Минэкономики, УФНС по РТ, Госкомитета РТ по тарифам, комитета по транспорту Казани.

В итоге к министру попали руководители пяти казанских автопредприятий: МУП «ПАТП-2», МУП «ПАТП-4», ООО «КПАТП-7», ООО «КПАТП-9», ООО «Республиканский автовокзал» - и двух нижнекамских: ООО «Нижнекамское ПАТП» и ООО «ПАТП № 1».

-  У министра был конструктивный разговор с теми, кто не проигнорировал приглашения на заседания балансовой комиссии. На первое заседание пришли только два предприятия, поэтому через неделю мы организовали еще одно, специально дали время подготовится. И те предприятия, у которых вся отчетность прозрачная, как раз и пришли на комиссию. И конкретно в ситуации с этими семи предприятиями министр признал, что убытки есть. На это повлияли повышение цен на ГСМ, запчасти, энергоносители, наличие лизинговых платежей за автобусы, - рассказала «ВК» пресс-секретарь Миндортранса РТ Наиля Клевлеева.

По ее словам, на заседаниях балансовой комиссии перевозчики признали, что они теряют часть доходов из-за нечистых на руку кондукторов.

- Для решения этой проблемы министр предложил начать перенимать опыт Москвы в части оплаты проезда, речь идет о возможности установки турникетов, - пояснила Клевлеева. - По итогам встречи Ленар Сафин дал поручение до конца этой недели подготовить обращение в Госкомитет РТ по тарифам по вопросу пересмотра  стоимости перевозки пассажиров в Казани. В ближайшую неделю-две министерство совместно с Госкомитетом РТ по тарифам выйдет с проверками на казанские АТП, а также организует визит нашей делегации в Москву. До Нового года все проверки закончатся, состоится поездка в Москву. А конкретные решения по поводу стоимости проезда в Казани будут приняты уже в следующем году.