«Все загнутся и обанкротятся»: самоизоляция добивает казанских автобусников

Дарья СУББОТИНА
«Все загнутся и обанкротятся»: самоизоляция добивает казанских автобусников

В семь раз упал пассажиропоток в казанских автобусах и в 11 раз - в метро за первую нерабочую неделю, по данным городского комитета по транспорту. В целом за март, как подсчитали в Ассоциации АТП РТ, доходы транспортников сократились на 85 процентов. А впереди - нерабочий апрель. Автоперевозчики не пугают, но предупреждают, что они уже фактически банкроты и когда закончится режим самоизоляции, казанцев может оказаться некому возить.

Как сообщили в комитете по транспорту, падение пассажиропотока на общественном транспорте Казани закономерно началось с понедельника, 30 марта, ежедневно число пассажиров сокращалось на 20%.

«До введения режима самоизоляции на автобусах, троллейбусах, трамваях и в метро в сутки ездило более 808 тыс. пассажиров. 2 апреля общественным транспортом воспользовались лишь немногим более 100 тыс. человек. Это лишь 14% пассажиров от обычного периода. Поскольку статистика комитета учитывает пассажиров, которые совершают поездку как минимум «туда-обратно», реальное количество человек, которые воспользовались общественным транспортом, составляет около 45 тысяч», - сообщили «Вечерней Казани» в комитете, уточнив, что в среднем автобус, трамвай или троллейбус за один рейс перевозят лишь 27 человек.

Казанский метрополитен с 1 апреля сократил режим работы, теперь метро работает с 6.00 до 21.00. Наземный транспорт также ходит до 21.00. Ранее сообщалось, что автобусы и троллейбусы во время режима самоизоляции будут работать по графику выходного дня, но фактически их на линии гораздо меньше. Ждать автобус или троллейбус казанцам, которые все-таки передвигаются сейчас по городу, приходится по полчаса и дольше.

- Сейчас ездит только 30% от количества, которое должно быть в выходные, - сообщила корреспонденту «ВК» оператор горячей линии сервиса «Общественный транспорт Казани». - Информации по следующей неделе, будут ли еще уменьшать количество единиц на маршрутах, пока нет.

В свою очередь на горячей линии «Транспортной карты» корреспондента «ВК» заверили, что транспортные карты пенсионеров вопреки распространившимся слухам не блокировали, они работают.

Оператор добавила, что если пенсионер пополнил карту на апрель, но не совершит в этом месяце ни одной поездки, деньги перейдут на следующий месяц.

Директор ООО «Агромир» (обслуживает автобусный маршрут № 19) Владимир Капитонов рассказал «ВК», что сейчас у него выходят на линию всего два-три автобуса вместо обычных десяти.

- При этом если раньше в день я перевозил одной машиной 700 - 800 человек, сейчас - 100. Можете себе представить масштаб катастрофы? - сокрушается он. - Ничего не окупается, резервы кончаются. Нет никаких идей, что делать, просто все частные перевозчики, как я, загнутся и обанкротятся. Муниципалов, может, еще и вытащат как-то. Кондукторов и водителей остальных автобусов мы отправили в административные оплачиваемые отпуска, с оплатой по МРОТу - 12800, больше не можем, откуда возьмем деньги? Сейчас они бегают, справки собирают о снижении зарплаты, у всех же кредиты, ипотеки, хотят отсрочки тоже взять.

Противовирусные меры, которые обязали предпринимать транспортников - проводить дезинфекцию автобусов, обеспечивать кондукторов и водителей масками и перчатками, по словам Капитонова, тоже неслабо ударили по бюджету АТП:

- По всей Казани ищем эти маски, берем у спекулянтов по 60 рублей за штуку, перчатки еле-еле достаем. Выдаем каждому работнику по две маски на смену и по паре перчаток. Даже не считали, во сколько это обошлось, и так понятно, что полный коллапс. В Татарстане в отличие от Москвы мер поддержки никаких нет, там вон по 20 тысяч платят пострадавшим от этой самоизоляции, и транспортники у них работают нормально - получают за количество выполненных кругов, а у нас зарплата зависит от пассажиропотока! При этом ни одна кредитная и лизинговая организация не сказала нам, что пролонгирует кредит на срок карантина или приостанавливает начисление платежей. Обзвонил несколько банков, спросил про беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты, а они знать не знают о таких кредитах.

В Ассоциации АТП РТ сообщили «ВК», что за прошедший месяц с учетом последней нерабочей недели казанские автотранспортные предприятия понесли убытки на 350 млн рублей.

- Доходы сократились на 85% и с каждым днем потери растут, ведь автобусы зачастую ходят пустыми, - посетовал председатель ассоциации Сергей Темляков. - При этом расходы сократились только на 30%, нужно ведь выплачивать зарплату, содержать в порядке автопарк, заправлять автобусы ГСМ, появилась и дополнительная строка расходов на дезинфекцию. С просьбой о помощи автоперевозчики обратились к министру транспорта и дорожного хозяйства, министру экономики и уполномоченному по защите прав предпринимателей.