Встретились, поговорили

РЖД: рассчитывать некогда, пилить надо "Мы стоим на пороге беспрецедентного для России проекта", - так министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин открыл вчера общественные слушания по вопросу воздействия на окружающую среду в Татарстане проекта строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Москва - Нижний Новгород - Казань". По убеждению активных участников слушаний, проект действительно грозит стать беспрецедентным - по ущербу для экологии, экономической бессмысленности и удивительным особенностям планирования. Как известно, российский супермонополист - РЖД твердо намерена потратить на строительство 803-километрового участка ВСМ , который позволит за 3,5 часа доехать из Москвы в Казань, не менее 928 млрд рублей (разумеется, бюджетных). Это вдвое дороже, чем обходятся ВСМ, к примеру, в Китае. Что касается потребности в новой дороге такого класса, то будет ли она окупаться реальным пассажиропотоком или станет возить воздух за дополнительную бюджетную дотацию, - таких расчетов РЖД не приводит. Хотя общественные слушания предусмотрительно назначили на рабочее время, пришло свыше 160 человек. Забитый до отказа зал Миндортранса РТ стал похож на сельский клуб в день демонстрации новой увлекательной киноленты. С такой, снятой по заказу ОАО "Скоростные магистрали" (дочка РЖД), и начали. В ней приближение к территории Татарстана выглядело особенно впечатляюще: "Мостовой переход через Волгу! Готовность принять участие в его строительстве подтвердил Сантьяго Калатрава!..". За спиной этого знаменитого архитектора масса очень сильно декоративных проектов (в стиле, как говорил поэт Бродский "а-ля этот идиот Корбюзье"), включая (как говорят специалисты по архитектуре), полностью декоративные, т.е. до краев наполненные деньгами, но слабо наполненные реальным функционалом... В этом смысле понятно, почему вкрадчивый голос за кадром назвал этот будущий мост "символом магистрали".Дальше сообщалось, что "в районе Казани рекомендуется вариант с устройством вокзала в районе существующей станции "Казань-2", из вариантов для Челнинского региона выбран проходящий через Елабугу и т. д.По мере описания вариантов маршрута становилось понятно, что речь совсем не о том проекте, материалы которого были заранее выложены на сайте Миндортранса РТ. Более того, и объяснения, с которыми выступил представитель разработчика (питерского "Экопроекта") не совпадали с содержанием демонстрировавшихся в это время слайдов. Например, он говорил: "Вариант, который мы рассматриваем, не пересекает федеральных особо охраняемых природных территорий" (ООПТ), а из слайда следовало, что пересекает, причем разом и Волжско-Камский биосферный заповедник (частью которого является Раифа), и заповедник "Нижняя Кама"... - Первоначально рекомендованный вариант в части соблюдения режима ООПТ противоречил законодательству, поэтому был откорректирован, - наконец объяснил разработчик. Озарение, как видно, было столь внезапным, что его не успели воплотить в документы и карты. По лицу главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой было понятно, что подмена заранее представленных для обсуждения материалов какими-то другими, которые нужно мгновенно оценить "на слух" с помощью "слепых" схем, больше похожих на контурные карты - стала неприятным сюрпризом даже для столичной мэрии.- Мы поняли, что варианты прохождения магистрали через Казань совершенно для нас неприемлемы, - сообщила она. - То, что она проходит через Лебяжье - мы этого просто не можем допустить. И нам очень жаль потери большой территории, которую предполагали под застройку социальной ипотеки - "Салават Купере"... В общем, в мэрии родили собственный вариант. Который вчера и продемонстрировали - также в виде "слепой" схемы. На словах Татьяна Прокофьева пояснила: "Трасса проходит по существующему коридору железной дороги с небольшим отклонением: мы отошли от наших ООПТ". И попросила разработчиков утвердить именно этот вариант, замыкающийся на вокзал "Казань-2". Ее поддержал Ленар Сафин.Привлеченный "Экопроектом" эксперт Петр Матвеев сообщил, что "шум - это наша плата за цивилизацию", а высокоскоростные поезда по уровню производимого ими шума "не сильно отличаются от шума обычных поездов". - Вот так шум от двигающегося поезда распространяется по улицам города, - продолжил он, указывая на экран. Там бурно расцветал многоцветный "бутон", покрывая сразу по несколько кварталов со всех сторон состава, зафиксированного в одной точке движения. Эксперт спохватился: - Ввиду недостатка времени пропустим этот слайд.
Неприятную картинку сменили изображения звукозащитных устройств. "Это акустические экраны ВСМ в Италии, - объяснял эксперт. - А это звукоизолирующие шейки рельса, применяемые на японских железных дорогах"... Примеров проявления какой-либо заботы о снижении шумовой "платы за цивилизацию" отечественными РЖД, несмотря на уже 3-летнюю эксплуатацию в России высокоскоростной магистрали Москва-Петербург, увы, не нашлось.Люди, собравшиеся в зале, были растеряны - даже специалисты. Они пришли, как им казалось, подготовленными к предметному обсуждению заранее представленных описаний и карт, а оказалось, розданные было карты сброшены под стол, и предстоит играть вслепую. - Очень странная ситуация возникла, - констатировала Неля Биктимирова, которая должна была представить отзыв "ГРИНПИС Россия" на проект, который, оказывается, уже неактуален. - Получается, что заранее предоставленные материалы как бы лишаются смысла, а в то же время абсолютно непонятен статус только что представленных вариантов...То есть, с одной стороны, новый, "откорректированный" вариант - он же как бы снимает многие претензии, которые участники обсуждения собирались высказать: он уже не проходит прямиком через федеральные заповедники и Лебяжье, а задевает лишь один региональный заказник... А с другой стороны, в ситуации, когда относительно приемлемый вариант в нужный момент возникает ниоткуда, как карта из рукава, не стоит ли опасаться, что он и исчезнет в никуда?
Кроме того, безотносительно к актуальности того или иного маршрута, остается актуальным претензия Гринписа к названной в проекте сумма ущерба животному миру - 2 млн рублей максимум... По оценке Гринписа, истинный размер этого ущерба составит, в зависимости от маршрута, от 12 до 21 млрд рублей.- Исследования, конечно, не проводились!- сразу согласился замдиректора "Скоростных магистралей" Юрий Котлов, но обещал, что они будут проводиться позже. - Срок очень ограниченный у нас на обоснование инвестиций для того, чтобы правительство могло принять определенные решения! В самом деле, рассчитывать некогда - пилить надо. - Вот сейчас нас ставят перед выбором варианта маршрута... А насколько актуальна для нас вообще эта ВСМ? - задала вопрос жительница Казани Лилия Баранова. - Какому проценту населения Казани это важно - за 3,5 часа добраться до Москвы? В 2010 году республика спасла наши леса от пожаров. А получается, это гораздо легче, чем спасти от росчерка чьего-то пера! - А знаете, по нашему опросу, более 60 процентов населения Казани не были ни разу в Москве! - улыбаясь, сообщил Ленар Сафин в качестве доказательства нужности новой высокоскоростной дороги. Ну да, ведь если казанцу не нужно в Москву за 2 тыс. рублей, то за 4 (ориентировочная цена поездки по ВСМ) он точно туда устремится...Впрочем, части жителей Казани и Татарстана точно придется сняться с насиженного места. Ленар Сафин сообщил, что для освобождения земель под ВСМ "в федеральное законодательство будут внесены изменения. Будет упрощенная схема". Очевидно, имеется в виду принудительный выкуп, опробованный в Сочи для нужд олимпийских строек. Надо иметь в виду, что при предложенном мэрией Казани варианте трассы под такие мероприятия попадут и частные дома, и предприятия, расположенные в Казани вдоль действующей железной дороги. - Это не совсем вариант, который предлагает Казань, он выработан проектировщиком совместно с нами. У нас есть одобрение "Скоростных магистралей", так что это вариант, который очень серьезно можно обсуждать дальше, - объяснила "ВК" Татьяна Прокофьева. - Он Лебяжье уже не затрагивает. Прежний вариант проходил через "Салават купере", Лебяжье и Березовую рощу - от него мы отказываемся и проходим максимально в коридоре существующей железной дороги... Да, там есть собственники. Но они на сегодняшний день уже находятся в санитарной зоне железной дороги. То есть, в принципе, они там быть уже не могут...Значит, и переговоры об освобождении ими этих земель власти смогут вести жестко.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
Власти республики уверяют, что повышение стоимости ЖКУ будет не таким стремительным. А начальник Госжилинспекции Тыгин считает, что большинство обращений по поводу тарифов - лишь «эмоциональное возмущение».
«Вечерняя Казань» – о том, как на самом деле устроена программа «Алабуга Старт» и как девушки из стран дальнего зарубежья уже влияют на экономику Татарстана.
Несмотря на увеличение сборов, коммунальной сфере республики по-прежнему не хватает средств для эффективной работы. Промедление же с повышением платы за «коммуналку» навредило отрасли, считают чиновники.
Завершен первый этап реконструкции легендарного Дворца детского творчества имени Абдуллы Алиша, стартовавший весной этого года. Масштабной модернизации открытое 64 года назад здание дождалось впервые за свою историю.












