Высоцкий: живее всех живых?

Айсылу КАДЫРОВА
Высоцкий: живее всех живых?

В прокат вышел художественный фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой". Зрители воспринимают его неоднозначно. Кому фильм нравится, те аплодируют в финале и читают титры до конца. Кому нет, те пишут потом в отзывах на форуме "Владимир Высоцкий. Творчество и судьба": "Жаль, что в предложенной мини-анкете нет строчки "дерьмо".

По данным сайта kinobizon.ru, фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" (бюджет - $12000000) за 4 дня собрал с 1400 экранов в России $11400000 (около 345 млн рублей). Это третий лучший результат среди российских картин последних лет - после фильмов "Наша Russia: Яйца судьбы" (375 млн рублей) и "Самый лучший фильм" (403 млн рублей).

Режиссер Петр Буслов снял этот фильм по сценарию сына Высоцкого - Никиты. А тот написал его под впечатлением от истории, которую услышал от актера Всеволода Абдулова "сразу после того, как отец умер", то есть в июле 1980 года. В основе этой, с элементами художественного вымысла, истории - случай на гастролях Высоцкого в Узбекистане жарким летом 1979 года, который можно назвать "Как знаменитый артист и заядлый наркоман пережил клиническую смерть".
Еще до выхода фильма в прокат его потенциальные зрители гадали, кто же сыграет главного героя. Интригу усиливал тот факт, что, по замыслу создателей кинокартины, в титрах должно было значиться: "В роли Владимира Высоцкого - Владимир Высоцкий". Так и случилось. Вот только буквально все зрители, с которыми я посмотрела премьеру, чуть ли не с пятой минуты фильма начали убеждать друг друга, что Высоцкого играет Сергей Безруков. Если это действительно так, то у Безрукова в этой кинокартине две роли. Кроме главной - еще и эпизодическая: коллеги Высоцкого по театру на Таганке...

Густой сложный грим, тяжелый парик, чудеса компьютерной графики и голос с хрипотцой делают засекреченного актера очень похожим на Владимира Семеновича Высоцкого. Но то, что на экране не настоящий Высоцкий, ощущается с первых минут. И это неприятно отталкивает: так неприятно бывает в охотничьих домиках или музеях природы от чучел птиц и лесных зверей...
Создатели картины явно рассчитывают на подготовленного зрителя. На знающего изначально, что Высоцкий - выдающийся поэт и актер ХХ века, кумир миллионов, герой поколения. Почему он таким стал, за что именно его ценят поклонники, в фильме не объясняется. Нам сразу показывают аншлагового гастролера, владельца редчайшего по тем временам синего "Мерседеса", которого почему-то не узнают ни на улицах, ни в общественных местах.

Недоумение вызывает не только неузнаваемость актера. Чуть ли не с первых кадров авторы фильма дают понять зрителям, что Высоцкий плотно сидит на морфии. Но почему ни он сам, ни близкое его окружение не берет ампулы "спасительного" наркотика на гастроли в Узбекистан? В элементарную забывчивость не верится. Ответ напрашивается такой: "лекарство" забывают в Москве, чтобы ввести в сюжет фильма криминальную линию с возлюбленной Высоцкого.

Возлюбленная - не Марина Влади, а некая студентка Татьяна Ивлева (Оксана Акиньшина). Это она, рискуя и репутацией, и свободой, и жизнью, доставляет ампулы в Бухару. Что касается Марины Влади (кстати, о том, что Высоцкий - наркоман, первой открыто объявила именно Влади в автобиографической повести "Владимир, или Прерванный полет"), то без нее в фильме не обошлись. Но зрители ее не видят - только слышат: чуткая Марина звонит в узбекскую гостиницу именно тогда, когда у Высоцкого остановилось сердце ("Что с Володей?!").

По фразе в названии фильма "Спасибо, что живой" легко догадаться, что финал у картины счастливый, если не сказать - сказочный. Мало того что Высоцкий чудесным образом оживает (легко и быстро встает на ноги через восемь минут после остановки сердца!). Он потом еще и виртуозно разрешает возникшие из-за его наркотиков проблемы у студентки Татьяны с КГБ Узбекской ССР. Читающий наизусть Пушкина, с пафосом рассуждающий о свободе Высоцкий производит на одного из образцовых кагэбэшников (Андрей Смоляков) такое сильное впечатление, что тот в считаные минуты превращается из дисциплинированного полковника чуть ли не в святого...

Блестящий актерский ансамбль в кинокартине Буслова усиливает ощущение, что с исполнителем роли Высоцкого что-то не так. Он на экране не живой - фальшивый, как произведение таксидермиста. И не умирает он вовсе на долгие восемь минут - он как будто бы просто ломается.
После просмотра этого фильма невольно задумываешься о том, как это трудно - экранизировать истории из жизни выдающихся покойников, которых большая часть потенциальных зрителей прекрасно помнит живыми. Удачных примеров - мало. Но они есть. Фильм Андрея Хржановского 2009 года о поэте Иосифе Бродском "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" - один из них...