«Выстрел» в Казанском ТЮЗе: поэт Пушкин & рэпер Хаски

Ольга ЮХНОВСКАЯ
«Выстрел» в Казанском ТЮЗе: поэт Пушкин & рэпер Хаски

Льют воду, разбрасывают по голой сцене шурупы, имитируют выстрелы детскими жестами «пиф-паф»... Премьерную постановку Казанского ТЮЗа по одноименной повести гения русской литературы можно было назвать «Карты, гвозди, два ствола…» В эпилоге последнее слово остается не за Пушкиным, а за хип-хопером Хаски.

В последние минуты спектакля «Выстрел» артисты беснуются под навязчивый припев скандальной песни «Пуля-дура» - «Не хочу быть красивым, не хочу быть богатым. Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица». Зрители-подростки ошалевают от неожиданности и восторга, чего не скажешь о приверженцах «золотого стандарта». Но как еще пробиться к юному поколению с текстом, написанным в 1830 году?

- Хаски вообще-то называют современным Пушкиным, - удивил корреспондента «Вечерней Казани» режиссер постановки Туфан Имамутдинов. – Я считаю, что выпущенная почти 200 лет назад пуля долетела до нас именно в такой форме. Этой постановки, эскиз которой я делал в студенческие годы в ГИТИСе и показывал его Галине Волчек в «Современнике», могло бы и не случиться вовсе, если бы не 300 тысяч грантовых рублей от Союза театральных деятелей РТ. Почти все средства мы потратили на создание костюмов для «Выстрела».

То, что создатели инсценировки, названной «беседой о русской культуре», дико экономили, понятно без слов. Сценографии по факту нет: действие происходит на фоне обычно скрытой занавесом театральной стены, на которой обнажены технические трубы. В чем заключалась работа театрального художника Лилии Имамутдиновой, неясно. Из реквизита перечислим стулья, две гитары, ведро…

Начинается представление с того, что на глазах у публики артисты обнажаются до исподнего, переодеваясь в одежду XIX века (те же манипуляции, но в обратном порядке, совершаются в конце спектакля). Они словно снимают с себя одну эпоху и надевают другую.

Несмотря на то что в «Выстреле» участвуют молодые актеры, сцена с переодеванием малопривлекательна, да и неоправданно затянута. Во время этой достаточно интимной процедуры звучит запись аудиокниги выдающегося теоретика, историка, культуролога Юрия Лотмана «Беседы о русской культуре». Увы, прекрасная, умная и правильная речь звучит диссонансом. Это словно чудом долетевшее до нас эхо давно перечеркнутой и забытой жизни.

Премьерная постановка «Выстрела» напоминает схему с набором общих условностей, но не драматургическое полотно в исторических декорациях (впрочем, не забываем про мизерные 300 тысяч). «Выстрел» по-казански - это скорее художественное чтение, причем художественное в исполнении далеко не всех участников постановки, дополненное бюджетными спецэффектами.

Так, имитируя выстрелы из воображаемых пистолетов, Сильвио (Ильнур Гарифуллин) приходится брать щепотку белой пудры, хлопать в ладоши и быстро вскидывать руку, нажимая на воображаемый курок. Когда же дело доходит до событий в доме Графа (Камиль Гатауллин), то единственным намеком на роскошь убранства становятся рама с пустым холстом и вынесенное из-за кулис пианино (ну чисто рояль в кустах).

Забавна мизансцена, отображающая рассказ самого Ивана Петровича Белкина (Егор Белов) о постигшем его в деревне бытовом пьянстве. Во время монолога другой молодой артист (Владислав Львов) выходит на сцену с полным воды ведром, в котором утоплена выразительная зеленая бутылка. Актер то плещет воду на сцену, то окунает голову в ведро, показывая таким образом муки тяжелого «отходняка».

Однако далеко не все режиссерские «шифровки» поддаются объяснению. Соседи по ряду заспорили, но так и не пришли к единому мнению, что означают швыряемые из чемоданов саморезы – деньги, пули или нечто иное?

Последний аккорд постановки – самый выразительный. На фоне похожего на нервные судороги танца артистов под хулиганский хип-хоп Хаски главный персонаж (Сильвио) невозмутимо наклеивает бакенбарды, надевает цилиндр - и в этот момент кто-то из бесноватой толпы современников стреляет ему в голову. Попал ли «Выстрел» в цель или пуля пролетела мимо, пусть догадается зритель.

Впрочем, сценический минимализм постановки ТЮЗу даже на руку, ведь театр собирается сделать «Выстрел» передвижным - его планируют провезти по школам Казани и Татарстана. 

Фото Александра ГЕРАСИМОВА