Японская культура - не только аниме

Антон ГОРИН
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

В эти выходные в Казани прошел VI Международный фестиваль японской культуры "FENIX-2012". На взгляд непосвященного наблюдателя, происходящее напоминало костюмированный бал, лишь самые внимательные понимали, что за ярким "легкомысленным" фасадом - серьезная работа.

Фестиваль "FENIX", традиционно проходящий в Казани в середине весны, - крупнейшее мероприятие в Поволжье, посвященное японской культуре, и одно из самых крупных тематических мероприятий в России. В разные годы на "FENIX" приезжало до 1500 участников. Этой весной в Казань съехались гости из Японии, стран ближнего зарубежья, а также из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов.
 
Первый день фестиваля полностью был посвящен шоу-программе: показ стилизованных, реконструированных и авторских костюмов (косплей-дефиле), костюмированные театральные миниатюры, традиционные японские развлечения - от танцевальных автоматов до настольных логических игр. Активно участвовали в программе члены казанского клуба японской культуры "Казанская аниме лаборатория". Традиционных японских костюмов было немного, в основном костюмы героев аниме-фильмов.

Серьезная работа началась на второй день. В воскресенье на фестивале работали мастер-классы и семинары, посвященные самым разным вопросам культурной жизни исторической и современной Японии и аспектам японской культуры, применимым в современном российском обществе.

- Мы изначально отделяем шоу-программу от серьезной работы, - объясняет представитель оргкомитета фестиваля Алина Шайкина. - Нам хотелось бы видеть творчества больше, чем пафоса. Чтобы люди реализовали на фестивале новые интересные творческие идеи. Старшее поколение так и делает, но у многих новых людей все усилия направлены на костюмы, внешнюю атрибутику.

Интересно, что ряд участников фестиваля, приехавших в Казань на "FENIX-2012" ради семинаров и мастер-классов, к японским мультфильмам относятся скептически.

- Сейчас многие, говоря "японская культура", подразумевают аниме, - сожалеет Евгений Владимиров из Нижнего Новгорода, - а для меня "FENIX" - площадка, на которой я могу поработать над своими поэтическими произведениями. Я увлекаюсь японской поэзией эпохи Хэйан (IX век), пишу произведения в стиле "моноготари" и стихи, но почему-то знакомые называют меня "анимешником"...

Да и сами организаторы фестиваля, похоже,  не ожидали, что их детище перерастет игровую тусовку и превратится в площадку для отработки практических навыков. Впрочем, поклонников аниме тоже немало. Более того, специалисты видят в аниме-культуре потенциал, способный в корне изменить современную систему образования и профессионального обучения. Например, директор татарско-японского культурно-информационного центра "Сакура" Асия Садыкова обратила мое внимание на еще один пласт аниме-культуры, который практически не рассматривается современными исследователями этого феномена. Частью аниме-культуры стали "манга", особый вид комиксов. На Востоке это очень важный инструмент образования и воспитания. В Японии, пользуясь формой манга, изучают устройство финансовой и банковской систем страны, принципы работы рынка. По словам Асии Садыковой, аниме и манга - это искусство "блок-схемы" в донесении информации, позволяющее формировать у человека модельное мышление, наиболее соответствующее современному информационному обществу.