Юрий Быков: «В моих фильмах невозможен хеппи-энд»

Айсылу КАДЫРОВА
Юрий Быков: «В моих фильмах невозможен хеппи-энд»

Фильм «Дурак» представил в субботу в Казани Юрий Быков - режиссер и автор сценария этой картины, которую критики назвали «фильмом-кошмаром», «самым злым и беспощадным российским фильмом 2014 года»... После показа в кинотеатре «Мир» истории про молодого слесаря-сантехника, который пытается срочно эвакуировать жителей из аварийного дома, а для этого мчится в ночи на юбилей мэра города, Быков пообщался со зрителями, а до - с корреспондентом «Вечерней Казани». Предлагаем вашему вниманию самые интересные фрагменты из его рассказов.

- Сейчас я живу в Москве. А родился и вырос в Новомичуринске, это в Рязанской области. Окончил ВГИК в 2005 году - как актер. Все знают: в приличные театры выпускников ВГИКа не берут - берут в дешевые, слабые. Меня взяли в Театр Луны, я благополучно оттуда слинял. Потом до первой зарплаты проработал в театре Российской армии. Получил ее - и... пошел зарабатывать клоуном-аниматором.

В детском клубе «Яуза» я проработал лет шесть. В кино снимался. Накопил денег. Думал, как потратить: заплатить за второе высшее образование и учиться в режиссерской мастерской Вадима Абдрашитова, куда я уже поступил, или снимать свое кино. Выбрал кино: снял короткометражку «Начальник», которая получила потом главный приз на «Кинотавре»...


Я не очень сильный режиссер - все нормальные люди так считают. Потому что ремесло режиссера меня не интересует. Меня интересует высказывание. А оно всегда против правил. Я больше рассказчик, чем режиссер. Режиссура для меня - это прикладной навык, который позволяет мне транслировать определенному количеству людей те мысли, которые я считаю необходимым транслировать.

Транслировать с экрана произведения литературы не хочу. Я считаю, что литература в принципе не экранизируема. Она полноценна сама по себе, кино не может ее раскрыть. Кино изначально придумывалось по другим правилам: эмоции в нем всегда важнее, чем слова. Что бы кто ни говорил, человеческое лицо в кино будет иметь гораздо большее значение, чем язык героев.

В своих картинах я всегда говорю о приличных людях в очень страшных ситуациях. Среди главных героев моих фильмов нет ни одного неприличного человека. Да и неглавных героев взять - они не конченые уроды, в них еще есть человеческое. Я считаю, это важно и нужно - показывать, что в каждом есть человеческое. Потому что если ты теряешь в себе человеческое - тебе хана.

В моих фильмах невозможен хеппи-энд. Потому что он и в нашей жизни невозможен. Вот вам реальная история. У нас в Новомичуринске, напротив моего дома, жили два брата - два моих приятеля. Замечательная была у них семья. В начале 90-х их мать заболела - онкология. И буквально через год умерла. Отец очень сильно ее любил, начал пить после похорон. Умер через шесть лет. Один брат тоже начал бухать - умер с похмелья. У второго - рак желудка... Где тут хеппи-энд? А где надежда, что со мной такого не случится? Жизнь - жестокая штука. Люби, пока можешь.

Проявлять искреннюю любовь к своим ближним - к семье, детям, жене - это единственное, что может изменить нашу жизнь в этом жестоком мире к лучшему. В глобальные изменения я не верю, они никогда не происходили. Всегда шняга какая-то! Всегда богатые обманывают бедных. Всегда одно и то же: белые придут - грабят, красные придут - грабят. Бессмысленно это все...


Я посвятил фильм «Дурак» режиссеру Алексею Балабанову, потому что посчитал нужным так сделать. Балабанов был бескомпромиссным человеком. Очень цельным. Честно говоря, многие его картины мне не нравятся. «Груз 200», например, один из самых неприятных мне фильмов... В одном интервью Балабанова спросили: «А что вам нравится?» И он резко так, грубо ответил: «Ничего!» Меня это его «ничего» прям зацепило. Он не играл в игры со своей собственной душой...

Так тяжело, как после съемок «Дурака», мне не было никогда. Раньше я пил, когда отчаяние и бессилие чувствовал, но скоро уже два года, как завязал. Я знаю, что умру, если буду пить...

Что я собираюсь сейчас снимать? А вот и не про украинский майдан, нет! Я буду снимать историю про работяг, которые поднимают бунт против олигарха, - фильм «Завод». Сценарий я уже написал. Понимаете, мне, как и любому человеку, важен кусок хлеба и место под солнцем. Меня волнуют темы, когда человеку нужно выжить, сохранить себя и детей. Остальные темы меня не волнуют.

Нет, я не родственник поэта и писателя Дмитрия Быкова. Думаю, мы с ним и идейно не близки. Потому что я не считаю себя либералом. Я часть простого народа, часть страны, где родился и вырос...



У меня нет права тащить людей на баррикады, потому что баррикады - это смерть. У кого-то ведь и сегодня все нормально: семья, работа, дом, связи. Не у всех все плохо. Просто тем, у кого все хорошо, надо понимать, что однажды те, у кого все плохо, могут появиться с ружьем или вилами. Но это не обязывает ни к чему. Ни к милосердию, ни к состраданию, ни к пониманию. Все живут как хотят. Как могут. Как умеют. Понятное дело, что взрослая жизнь не сказка. Но если вы собрались строить свою жизнь исходя из того, что ваша личная зона комфорта - это самое главное, будьте готовы, что придется отстаивать ее очень жестокими методами...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.