За чей счет жилищники запугивают казанцев «желтыми карточками»?

Инна СЕРОВА
Фотографии Александра ГЕРАСИМОВА.

Достав из почтового ящика счет-фактуру с большим красным штампом «ДОЛЖНИК» и яркой желтой наклейкой, гласящей: «Вам ограничен выезд за пределы РФ, наложен арест на совершение сделок в ЕГРП и ГИБДД. УК ЖКХ Московского района», моя старенькая соседка едва не лишилась чувств. Отпаивая ее валерьянкой, я узнала, что должником управляющая компания считает ее сына - собственника квартиры, однако через суд долг не взыскивает в силу шаткости своей позиции: шесть лет назад тот отказался платить за фактически не оказанные услуги, а УК перерасчет так и не сделала.

«Он в отпуск собрался за границу, путевку купил, - рыдала моя соседка. - Его не пустят, деньги пропадут!» Однако, набрав номер районной службы судебных приставов, я выяснила, что с точки зрения закона сосед никакой не должник и может хоть в кругосветку отправляться.

По словам директора ООО «УК ЖКХ Московского района» Олега Калимова, желтые стикеры компания наклеивает на счета только тем должникам, на кого уже подала в суд: «Человек должен понимать, какие будут последствия».

- Наложение приставами ограничительных мер и ареста на имущество возможно только по решению суда, - прокомментировал появление на счетах-фактурах грозных самоклеек главный специалист - эксперт отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со СМИ УФССП по РТ Арсений Галиев. - И лишь при условии, что в суде доказано наличие долга свыше 10 тысяч рублей. Кстати, по просьбам управляющих компаний мы редактировали предупреждения, которые печатают на счетах-фактурах, - что к должникам в принципе могут быть применены подобные меры. Но к наклейкам, в которых конкретный человек без суда объявляется должником, мы отношения не имеем.

Представитель УФССП уточнил: редактируя предупреждения, приставы не дополняли их информацией о том, что ограничения налагаются только при наличии судебного решения, - считается, что граждане сами должны это знать.

Старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев, подтвердив, что наложение указанных в желтой наклейке ограничений без решения суда незаконно, добавил: «Со стороны УК это способ морального давления на потребителя, и прямого нарушения закона в наклейке стикеров нет». По словам Галиева, «прокуратура сама ориентирует УК на то, чтобы они проводили работу с жильцами, а граждан защищает в тех случаях, когда их права нарушены, и не может стать на ту или другую сторону». Впрочем, всем, кто считает, что им наклейка на счете-фактуре нанесла моральный или иной вред, представитель прокуратуры посоветовал обращаться с претензиями в саму УК, в жилинспекцию, суд или… прокуратуру. Тогда, мол, возможно, кто-нибудь и найдет в действиях УК что-либо незаконное.

- А я полагаю, что не только эти наклейки, а вообще все попытки управляющих компаний выставлять долги жильцам без предварительного обоснования незаконны, - высказал свое мнение на этот счет корреспонденту «Вечерней Казани» активист Союза домовых комитетов Вячеслав Волков. - Если УК считает, что мы ей за что-то недоплатили, она вначале должна выставить нам претензию, обосновать начисление, а если мы платить не согласны, взыскивать деньги через суд. И пусть доказывают, что мы и в самом деле им что-то должны! Незаконно объявлять человека должником только по усмотрению сотрудников УК. И если не вред здоровью, то моральный вред жильцам однозначно при этом наносится: каково законопослушному человеку узнать, что его объявили, по сути, вором! Такая самодеятельность сходит работникам УК с рук только потому, что с ними никто не судится - у людей не хватает знаний. Этим должна бы заняться прокуратура, тем более что дело приняло массовый характер!

...Кто придумал ставить на счета-фактуры пугающие красные штампы и лепить «желтые карточки» - сейчас уже неважно. Ноу-хау прижилось и распространяется по Казани. А ведь оно не из дешевых: самоклейка такого формата стоит минимум 20 рублей. Стало быть, только в УК ЖКХ Московского района, в списке должников которой числится 5,5 тыс. человек, ежемесячно нужно где-то находить на эти цели 11 тыс. рублей.

Корреспондент «Вечерней Казани» спросила у директора ООО «УК ЖКХ Московского района» Олега Калимова, на какие средства ведется красочная борьба с должниками, а заодно поинтересовалась, на что направляются полученные от рекламодателей средства. Сумма-то должна набегать немалая: как следует из прайс-листа на сайте одного из рекламных агентств, скромный рекламный модуль на распространяемых в Московском районе счетах-фактурах стоит более 30 тысяч рублей. А еще УК прикрепляет к счетам-фактурам по несколько рекламных листовок скрепочкой - из-за этого яркого довеска пенсионеры порой путают счета с обычным почтовым спамом и норовят не читая отправить в мусорную корзину.

За чей счет жилищники запугивают казанцев «желтыми карточками»?- Наклейки нам обходятся примерно в три тысячи рублей в месяц, - заявил Калимов. - Сумма эта небольшая, деньги берем из средств, которые получаем от жильцов по статье «Управление». Затраты эти оправданные, они дают эффект. Доходы от сдачи рекламной площади на счетах-фактурах невелики, они тоже идут на борьбу с должниками, а также на благоустройство - к примеру, озеленение дворов. На эти же цели идут и доходы от рекламных листовок, которые прикрепляют к счету. Они, кстати, приносят нам вообще копейки...

Напомним, что Госдума РФ в октябре прошлого года приняла в первом чтении законопроект, запрещающий размещать рекламу на платежках за жилищно-коммунальные услуги ЖКХ - на том основании, что реклама не относится к сведениям, которые должны быть указаны в платежном документе. Однако о рекламных приложениях, которые крепятся к счетам-фактурам, в законопроекте ничего не сказано.