Забастовка таксистов в Казани закончилась, не начавшись

Инна СЕРОВА
Забастовка таксистов в Казани закончилась, не начавшись

Информация о забастовке казанских таксистов, требующих повышения тарифов, появилась сегодня утром в соцсетях. На форумах сообщается, что в забастовке, которая продлится сегодня и завтра, примут участие около 400 водителей, которые не будут принимать заявки от диспетчеров служб вызова такси, но выйдут на линию, чтобы подбирать голосующих клиентов с обочины…. «Вечерняя Казань» разбиралась в ситуации. 

МАЛОВАТО БУДЕТ

Вызванное сегодня утром по телефону такси пришло к корреспонденту «ВК» как обычно, через несколько минут после звонка диспетчеру «Такси Татарстан». Водитель Ренат сказал, что о забастовке слышал, однако принимать в ней участие не собирается, хотя требование о повышении тарифов считает справедливым:

- Цены нам повышать надо, раз на все остальное они выросли. Но… У меня машина в аренде, хозяину каждый день по договору я должен две тысячи отдать. Бензин купить надо, в день больше бака  уходит. Ну и минимум тысячу рублей нужно вечером жене отдать, чтобы в глаза смотреть не стыдно было. У нас мало кто такси на дороге ловит, вызывают по телефону, и если я забастую, мне же хуже будет...

А таксист Владимир, который сотрудничает сразу с несколькими диспетчерскими службами, о забастовке вообще не знает. Но он тоже считает, что цены на такси не соответствуют сегодняшней экономической ситуации.

- 60 рублей за посадку и 13 рублей за километр — это, конечно, дешево. Ведь только аренда машины вроде «Шевроле Круз» стоит 1,5 тысячи рублей. А если машина покруче - это уже 2,2 - 2,5 тысячи. «Лады» дешевле, но на них не всякий клиент согласен. Если тарифы поднять, ездить на такси люди не перестанут, - уверен Владимир. - В новогоднюю ночь «Такси Татарстан» подняло цены — за посадку платили 70, за километр — 16 рублей. Так я 2,5 тысячи за ночь заработал. А в «Лидере» посадку на Новый год сделали 250 рублей, там товарищ мой работает, он пять тысяч под елочку привез!

По словам Владимира, пару месяцев назад он таксовал на своей, а не на арендованной машине - заработка хватало и на бензин, и на амортизацию, и на семью. Но потом попал в ДТП не по своей вине, сейчас машина в ремонте. 

ДЕМПИНГ — ВРАГ ТАКСИСТА

- Забастовка — это громко сказано, - заявил корреспонденту «Вечерней Казани» председатель республиканского отделения Межрегионального транспортного профсоюза Алексей Быстров в ответ на вопрос о причинах и целях акции протеста. - Нет никакой забастовки. Просто вчера в Казани прошли два стихийных собрания таксистов -  в одном месте собралось 40 машин, в другом 80. Обсуждали проблему демпинга, из-за которого обеспечивающие безопасность перевозок таксисты с лицензиями теряют возможность нормально заработать. На рынок таксомоторных перевозок пришли фирмы, которые рекламируют поездку за 60 рублей. Демпингуют «Омега», «Микс», «Поехали!», некоторые другие фирмы. Заключая договоры  с таксистами об оказании информационных услуг, у них не спрашивают лицензий, некоторые еще и скидки за счет перевозчика обещают.

Быстров утверждает, что при демпинговых ценах таксисту приходится больше 10 часов непрерывно крутить баранку, чтобы хоть что-то заработать, при этом никто не следит ни за состоянием водителя, ни за состоянием машины. 

Вообще-то эта проблема должна была быть решена еще три года назад, когда вступил в действие республиканский закон о такси. Однако на практике, говорит Быстров, контролировать его соблюдение минтранс не смог. Проверяющие вправе остановить на улице лишь машину с шашечками, а обычную легковушку — нет. А по вызовам демпингующих фирм приходят как раз такие машины: в кризис в «таксисты» подались едва ли не все, у кого есть автомобиль.

Вот против нечестной конкуренции, по сути, и поднялась стихийная акция протеста таксистов. Но представители Межрегионального транспортного профсоюза ее не поддержали. Они даже против того, чтобы водители вышли на санкционированный митинг протеста с требованием повысить тарифы.

- Мы сейчас готовим предложения в Минтранс РТ, чтобы там установили минимальную цену поездки на такси, - пояснил Алексей Быстров. - Это в короткие сроки решит проблему демпинга и обеспечит безопасность перевозок. Сейчас адекватной можно считать минимальную цену в 80 рублей. Это недорого для пассажира. И мы уже продумали, как поймать и наказать нарушителей. На это не надо будет сильно тратиться, увеличивать штаты проверяющих. Достаточно несколько раз вызвать по телефону такси через демпингующего диспетчера, все записать, оформить протоколом, обратиться в УФАС… Но штрафы за демпинг должны быть большими, чтобы это занятие стало невыгодным. Мы, профсоюз, готовы помочь навести порядок на рынке. 

Владельцы таксомоторных компаний, которые стараются работать в рамках закона, с представителями профсоюза согласны и идею повышения тарифов в кризис не поддерживают.

- Сейчас трудное время, надо перетерпеть всем. Мы это и водителям говорим, и сами затягиваем пояс, - поделился с корреспондентом «ВК» гендиректор ООО «Туран-авто» Алишер Мавлонов. - На уступки таксистам идем: у нас аренда машин стоит 700 рублей в день, дешево по нынешним временам, кроме того, план водителям снижаем. В общем, выжить все равно можно. Мы в феврале вот парк будем обновлять, расширяться. Будем из экономии брать «Джентры». Машины не роскошные, но работать на них можно нормально и при существующих тарифах.