Застрявшие в сети

Ирина ПЛОТНИКОВА
Застрявшие в сети

Ни одного нарушения со стороны операторов сотовой связи не выявили сотрудники Управления Роскомнадзора по РТ, проверяя жалобы абонентов на "мобильное рабство" после его официальной отмены. К слову, таких жалобщиков с декабря 2013 года на всю республику набралось десять человек, а мобильных "мигрантов" лишь за три месяца - более 1700 человек.

Насильно мил не будешь

Три с лишним месяца понадобилось Нине Липатовой из Набережных Челнов для того, чтобы оформить "развод" с оператором связи, сохранив при этом свой номер. Первое заявление с просьбой переключить ее со СМАРТСа на МТС Липатова написала еще 12 февраля. Заплатила 100 рублей за услугу, получила временную сим-карту и обещание, что решение вопроса займет 8 - 10 дней.

"Время проходит - результата нет. Звоню в МТС: "В чем дело?", а они меня удивляют: "Ваш оператор сказал, что вы не хотите от них уходить". Я говорю: "Кто вас дезинформировал? Я никаких отказов не подписывала", - вспоминает Липатова. На вопрос, откуда взялась запись об отказе, представитель пресс-службы МТС в Поволжье Екатерина Гаврилова объяснила, что данное изменение в электронную базу Центрального НИИ связи (ЦНИИС) сама абонентка внести никак не могла: "Возможно, это было сделано оператором-донором, но не исключена и техническая ошибка..."
- В общей сложности заявление о желании сменить оператора мне пришлось писать четыре раза, - рассказывает Липатова. - Все это время сим-карта, номер которой я хотела сохранить, лежала и не использовалась, но когда подходил очередной срок переключения, старый оператор начислял абонентскую плату - то полтора рубля, то пять. И отказывал в переходе по причине задолженности...

Решив уйти на волю уже из принципа, наша героиня, тряхнув профессиональными навыками юриста, 13 апреля в отделе продаж ЗАО "СМАРТС-Казань" истребовала справку, что ничего ему не должна и оператор против ее ухода к другому не возражает. Но оказалось, что это он 13-го не возражал, а потом передумал и вынес еще два отказа. Такую непоследовательность директор по коммерческой деятельности "СМАРТС-Казань" Александр Корунков объяснил появлением новой задолженности, а также тем, что "МТС выслали некорректные данные по абоненту", и те не совпали с базой оператора-донора.

Липатова же уверяет, что причиной несовпадения данных стала ошибка, допущенная еще при регистрации отношений с "бывшим": "В базе СМАРТСа была только моя фамилия, других паспортных данных не было, а ведь я еще в феврале обращалась к ним, чтобы они правки внесли...". В конце концов 22 мая номер Липатовой переподключили.

Добро пожаловаться

В Управлении Роскомнадзора по РТ объясняют, что внезапная задолженность на счету абонента, не использующего номер, могла образоваться не по вине оператора. К примеру, многие получают SMS о движении средств на банковском счету, сообщения о погоде, рекламу, а это информирование денег стоит. Так что для подстраховки при переходе баланс счета лучше не обнулять.

Другой популярной, но законной причиной отказа является нестыковка паспортных данных абонента. Если за время пользования номером он успел сменить фамилию, по новому паспорту база его не узнает. Впрочем, по данным Управления Роскомнадзора, одна из жалоб на "мобильное рабство" оказалась обоснованной: мобильная компания не хотела принимать чужого абонента. Однако смогла избежать административного штрафа, поскольку после жалобы мобильно осуществила перевод "мигранта" и компенсировала ему расходы на связь. А удовлетворенный абонент отозвал жалобу.

Между тем с 8 апреля приказом Минкомсвязи РФ для операторов установлен срок переноса номера: для граждан - 8 дней, для юрлиц - 29. "Сменить "Билайн" на МТС я пытаюсь с марта. У меня тоже была проблема с паспортными данными: якобы у "Билайна" 11 лет назад фамилию внесли в базу большими буквами, а нужно маленькими", - утверждает жительница Казани Анастасия Плотникова. А вот известный в республике блогер Тимур Тимуршин уложился в неделю: "Сначала пришла прощальная эсэмэска от "Мегафона": "Вы от нас уходите. До свидания", затем от "Билайна": "Вы к нам пришли. Здравствуйте".

"Секретная" статистика

Детальную статистику "разводов" с абонентами мобильные компании не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. "На данный момент мы видим, что количество портаций к нам на 10 процентов выше, чем от нас", - говорит директор Казанского филиала ОАО "Вымпелком" Андрей Юдов. Его коллеги-конкуренты уверяют, что у них тоже приток больше оттока.

По данным Минсвязи РТ, общее число активных мобильных абонентов в республике - 6,4 миллиона, а масштаб мобильной "миграции" пока невысок: за первый квартал года операторов сменили 1759 абонентов, хотя заявок о переносе номера подавалось 3178. В министерстве говорят, что реально эта цифра чуть выше, поскольку о своих "мигрантах" не отчитался "Мегафон". Первый заместитель министра информатизации и связи РТ Юрий Багров говорит, что отсутствие жалоб на "мобильное рабство" не говорит об отсутствии проблем: "Процесс идет не слишком гладко - могу судить по истории с сыном. Он подал заявление о переходе из "Мегафона" в МТС 12 января, а реально перешел дней десять назад...".