Жильцам Мергасовского дома в центре Казани не дали превратить спектакль в митинг

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Жильцам Мергасовского дома в центре Казани не дали превратить спектакль в митинг

В реквием по Мергасовскому дому превратился спектакль «Дом», который прошел в субботу под звездным небом в рамках театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка». Декорацией и главным героем спектакля стал сам Мергасовский дом, в котором в тот вечер сиротливо светилось всего одно окошко.

Напомним, знаменитое зеленое здание, что в двух шагах от парка «Черное озеро», было построено в 1928 году по проекту архитектора Дмитрия Федорова. Этот самый первый многоэтажный дом в Казани символизировал мечту молодых строителей социализма. К примеру, в «конструктивистском» доме были канализация с водопроводом, но не было кухонь, поскольку строители светлого будущего не должны были отвлекаться на мещанский быт.

Вплоть до конца 1960-х в доме проживала казанская элита: высокопоставленные партийные работники и деятели культуры — в частности, писатели Кави Наджми и Абдулла Алиш, в честь которых на доме установлены мемориальные доски.

Шли годы, здание постепенно дряхлело. Впервые его признали аварийным еще в 1981 году. Но несмотря на наличие охранного статуса (кроме Мергасовского дома к памятникам советского конструктивизма относятся  только что восстановленная лестница в Ленинском саду, «дом чекиста» на ул. Карла Маркса и бывший Дом печати на ул. Баумана (ныне гостиница «Ногай»), реставрация здания никого не беспокоила.

Сейчас, когда Мергасовский дом отметил 90-летие, у всех на слуху громкая тяжба между жильцами дома и властями Казани, которые отправляют людей, всю жизнь проживших в центре города, на «выселки» — в «Салават Купере». При этом судьба самого дома-памятника остается неизвестной.

Именно реальные истории жильцов Мергасовского дома, правда, не нынешних, а бывших, стали основой для театрального эксперимента «Дом», осуществленного под эгидой фонда «Живой город». Команда создателей спектакля-эскиза - журналист (и автор книги «147 свиданий») Радмила Хакова и поэтесса Йолдыз Миннуллина, режиссер Вера Попова, композитор Владимир Раннев, куратором проекта стала художник Ксения Шачнева.

В субботу к девяти вечера на углу улиц Дзержинского и Кави Наджми собралось более 100 человек. Зрители, а среди них были известные театральные критики Олег Лоевский (член экспертного совета «Золотой маски») и Дмитрий Ренанский (куратор всего театрального авангарда), устроились на противоположной стороне улицы - под открытым небом на крыше гаража. Кроме луны и звезд антураж вечернего показа дополняли чеканная ограда и светящиеся фонари парка «Черное озеро», а в конце спектакля - еще и незапланированный салют, «долетевший» до Мергасовского дома с Кремлевской набережной.

Само действие происходило на балконах аварийного дома и его стенах, на которые проецировались кадры фотохроники. Участники постановки зачитывали монологи жильцов, суть которых сводилась к ностальгическому «как хорошо нам было раньше тут». Самыми яркими корреспонденту «Вечерней Казани» показались истории художника-символиста Виктора Тимофеева и графика Надира Альмеева, который 32 года назад именно в этом доме создал свою знаменитую серию «Шурале».

Неизгладимое впечатление оставил и рассказ о трагической судьбе Кави Наджми и его супруги Сарвар Адгамовой, прозвучавший из уст Йолдыз Миннуллиной и Евгения Скрипачева, выступавших в майках с надписями «Свободу Кави Наджми» и «Свободу Сарвар Адгамовой». Между монологами артистов две девушки в белом издавали в микрофоны странные гортанные звуки – то ли ахали, то ли вздыхали. Наверное, это символизирует голоса дома, решили между собой зрители.

За ходом спектакля внимательно наблюдали и нынешние обитатели аварийного дома, которые попытались сказать о наболевшем: мол, необходимо призвать казанские власти к ответу за разрушение дома и сохранить его. Но превратить театральное представление в митинг против произвола чиновников им не дали. «Мы обсуждаем сейчас творческую составляющую, а не ваши жилищные проблемы», - остановил одну из жительниц критик Олег Лоевский.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА