Жители татарских сел просят Минниханова спасти их от свиней

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Жители татарских сел просят Минниханова спасти их от свиней

Мусульмане Тукаевского района выступают против строительства крупного свинокомплекса возле трех татарских сел. «Свинья в исламе - «харамное» животное!» - обращаются к президенту Татарстана правоверные сельчане и утверждают, что русские тоже не хотят жить рядом со свиньями из экологических соображений. Протест подхватил известный громкими заявлениями имам казанской Закабанной мечети Сейджагфар Лутфуллин. Он призывает: «Не дадим превратить Татарстан в «Дунгызстан» («страну свиней»). Кстати, на сегодня у Рустама Минниханова запланирована поездка в Тукаевский район с целью обсудить с местным руководством итоги 2015 года.


В петиции, размещенной в Интернете и адресованной президенту РТ, председателю ДУМ РТ и много кому еще, жители сел Калмаш, Верхний Байлар и поселка Новый Тукаевского района сообщают, что еще в ноябре 2015 года на общем сходе они выступили против строительства в 2 - 4 км от их домов генетическо-селекционного свиноводческого комплекса на 3750 голов. Инициатор строительства - агрохолдинг «Камский бекон», являющийся бизнес-структурой набережночелнинского «Акибанка».

«Против строительства данного объекта подписались в селе Калмаш 368 человек, в поселке Новый – 460 человек, Верхний Байлар - 112. Оригиналы подписей находятся у главы администрации Тукаевского района Василя Хазеева. Сразу после собрания имам-хатыйб сельской мечети Ахметбезян Бурганов был задержан полицией, поскольку акция не была согласована — администрация района проигнорировала соответствующее обращение из Калмаша, равно как и руководство «Камского бекона». Имама допрашивали в присутствии главы Калмашского сельского поселения и даже не пускали совершать намаз», - говорится в обращении.

По мнению авторов петиции, строительство свинокомплекса навредит окружающей среде всех трех поселений, так как «свиной навоз вымывается в ближайшие водоемы, попадет в почву». Сельчане тревожатся, что их земля перестанет плодоносить, а тяжелый запах распространится на многие километры. «Рядом с нашими поселениями постоянные ветра. Запахи доносятся и с тогаевской свалки, а сейчас еще будут доноситься со свинокомплекса! Это сделает жизнь на наших участках просто невозможной», - убеждены жители трех сел. Кроме того, по их мнению, появление животноводческого комплекса нежелательно и для многодетных семей из Набережных Челнов, которые получили по госпрограмме участки под строительство домов в селе Калмаш.

«Для мусульман свинья - «харамное» (запретное) животное, русские в этом противоречивом вопросе солидарны - из экологических соображений», - приводят возмущенные сельчане последний веский довод.


Вчера глава Калмашского сельского поселения Равия Габдуллина в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани» подтвердила, что ООО «Камский бекон» взяло в аренду на 49 лет участок земли площадью 23 гектара: «Но вопрос о строительстве свинокомплекса еще не решен».

Сам «Камский бекон», позиционирующий себя как «одно из крупнейших свиноводческих предприятий России», от комментариев воздержался. При этом на официальном сайте компании написано, что строительство селекционно-генетического центра «по производству и реализации чистопородных свинок и хряков трех пород» — задача стратегическая.

Тем временем имам-хатыйб Закабанной мечети им. 1000-летия принятия ислама Сейджагфар-хазрат Лутфуллин предрекает, что мясной бизнес-проект может стать причиной религиозного конфликта в республике.

- Не дадим превратить Татарстан в «Дунгызстан»! Татарстан для людей, а свиней пусть выращивают в русских регионах, - категорично заявил имам «Вечерней Казани». - Свинья — нечистое животное, ей не место рядом с исповедующими ислам. Почему руководство района, банкиры не хотят слышать сельчан? Фактически идут на разжигание межнационального и межконфессионального конфликта. В Дагестане и Чечне даже теоретически нельзя представить существование свинофермы! А мы, татары, не мусульмане? Здесь в Татарстане сами же татары, можно сказать, душат собственный народ.

Известный татарстанский фермер Мурат Сиразин считает подобные заявления духовных лидеров спекуляцией.

- Россия - светское государство, равно как и Татарстан — светская, а не мусульманская республика. Религиозные деятели должны помнить об этом и не пытаться манипулировать умами. Более того, я могу с уверенностью сказать, что не все татары не едят свинину и не пьют водку. Большинство покупателей моей свинины на рынке – это как раз татары, - констатирует Сиразин. - По моим наблюдениям, лишь небольшой процент татар придерживается законов ислама и употребляет халяльные продукты. Многие только называют себя мусульманами.

Однако что касается экологических последствий строительства свинокомплекса, то, по мнению фермера, опасения жителей Тукаевского района имеют под собой основания.

- На Западе больше двух тысяч свиней никто не разводит, так как сложно утилизировать отходы жизнедеятельности животных, - поясняет Мурат Сиразин. - Обычно свинофермы разбрасывают навоз на своих полях, чтобы он естественным образом перерабатывался. При этом запах действительно распространяется на несколько километров по всей округе. То же самое с птицефермами. Даже коровий навоз, как доказали ученые, при разложении «пробивает» озоновые слои атмосферы. Система переработки отходов у агрохолдингов в Татарстане по большому счету не налажена.

В Минсельхозпроде РТ неожиданным появлением духовного аспекта в вопросе развития АПК оказались удивлены и озадачены.

- Обычно при строительстве животноводческого комплекса учитывают возможность создания санитарных зон, защиты водных объектов, а не духовные запросы. Хотя людей тоже можно понять, - считает начальник министерского отдела развития отраслей животноводства Сирень Нигматзянов.

- Свинофермы в Татарстане строились всегда, но с темой «харама» я сталкиваюсь впервые, - прокомментировал в свою очередь ситуацию председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров. - Конечно, Тукаевский район — экологически очень загруженный. Речь не только о животноводческих и птицеводческих предприятиях, но и о челнинском автогиганте. Люди остро ощущают плохую экологию. Вероятно, наиболее активные духовные лидеры решили разыграть эту карту. Лозунг про «Дунгызстан», на мой взгляд, своего рода провокация, фейк.