Живых больше не ищут - ищут виновных

Марина ЮДКЕВИЧ
Живых больше не ищут - ищут виновных

Вчера ближе к вечеру Следственный комитет РФ сообщил, что возбудил уголовное дело в отношении Светланы Инякиной - гендиректора казанского ООО "АргоРечТур", являющегося субарендатором теплохода "Булгария", а также в отношении Якова Ивашова - старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра, который, очевидно, отвечал за допуск этого дряхлого судна к эксплуатации.

Дело возбуждено по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), предусматривающей до 10 лет лишения свободы. "В настоящее время, - говорится в официальной информации СК РФ, - Инякина и Ивашов задержаны, решается вопрос об их аресте".

Уголовные дела возбуждены и по фактам неоказания помощи капитанами судов "Арбат" и "Дунайский 66". Именно эти два судна, как установили в СК РФ, прошли мимо места затопления "Булгарии", не оказав помощи ее терпящим бедствие пассажирам.

"Уже установлено, - сообщает СК РФ, - что ООО "АргоРечТур" не имело заключенных договоров с экипажем судна, в том числе договоров страхования. Компанией оказывались услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья людей, что повлекло за собой гибель не менее 116 лиц. Всего на борту судна, по последним данным, находилось 192 человека: 23 члена экипажа с четырьмя родственниками, 15 лиц обслуживающего персонала с двумя родственниками и 148 пассажиров".

Правда, по данным татарстанских властей, на "Булгарии" в момент крушения было 208 человек. Именно это количество назвал вчера утром на брифинге в кабмине Ильдар Халиков.

Оперативные разночтения между федеральными и республиканскими данными этим не ограничиваются. По данным на официальном сайте кабмина, вчера к 18 часам из воды в месте крушения теплохода "Булгария" были извлечены тела 88 погибших, из них 14 детей, 60 женщин и 14 мужчин. Опознаны 54 человека. На сайте же ГУ МЧС России по РТ полутора часами раньше сообщалось о 16  погибших мужчинах, 52 женщинах и 19 детях, а опознанными числились 58 тел.

Согласно распоряжению Владимира Путина семьи погибших получат из федерального бюджета компенсации в размере 1 млн рублей, пострадавшие с травмами тяжелой и средней тяжести - по 400 тыс. рублей, а размер компенсации за легкую травму - 200 тысяч.

Вчера вечером определилось с размером выплат и правительство Татарстана. Из бюджета республики на каждого погибшего (правда, имеются в виду лишь погибшие жители Татарстана) семья получит 300 тыс. рублей, а пострадавшие - до 100 тысяч, в зависимости от тяжести вреда, нанесенного их здоровью. Гражданам, утратившим в результате крушения личное имущество, будет выплачено по 10 тыс. рублей. Выплатами будут заниматься органы Минтрудсоцзащиты РТ. Все затраты, связанные с транспортировкой и захоронением погибших, республиканский бюджет уже взял на себя.

Ильдар Халиков назвал три основные задачи, которые сейчас выполняются на месте крушения "Булгарии": "Патрулирование и поиск людей и тел, которые могут находиться в акватории и на берегах в районе крушения. Работа водолазов по подъему тел, находящихся на судне. И организация работ по подъему судна". Глава МЧС РФ Сергей Шойгу предварительно определил срок подъема: 16 июля.

...Если анализировать, что больше всего поразило в истории с "Булгарией", то выстроится целый ряд обстоятельств, неравнозначных, но равно примечательных. Конечно, то, что погибло огромное количество людей, семей с детьми... То, что трагедия коснулась практически исключительно людей весьма скромного достатка: состоятельные на старых калошах не отдыхают... То, что старая калоша ушла на дно под одним из самых амбициозных для современного Татарстана наименований - "Булгария"...

И, может быть, главное: все эти люди - и погибшие, и "просто" на всю жизнь контуженные пережитым ужасом и потерей близких... да и вообще все, кто платит за некую услугу, которую может предоставлять лишь обладающий лицензиями, контролируемый множеством чиновничьих инстанций (в данном случае - тур на теплоходе, а вообще: что у нас не контролирует государство? Да все контролирует) - все мы полагаем, что, содержа всю эту контролирующую надстройку, получаем взамен гарантии государства. Но оказалось, что эти гарантии ничего не гарантируют. Как быть с этим, такой вопрос корреспондент "ВК" вчера задала премьер-министру Татарстана.

- Решением председателя правительства РФ создана специальная комиссия, которую возглавляет министр транспорта РФ Левитин, - напомнил Ильдар Халиков. - Один из вопросов, который рассматривается на каждом ее заседании, - обеспечение механизмов, а также законотворческих инициатив, которые исключили бы такие ситуации в будущем.

За транспорт, словом, теперь можно не волноваться...

Вчера же был снят вопрос, можно ли было спасти тех, кто не смог сразу покинуть тонущую "Булгарию". Когда спасательная операция еще не превратилась в поисковую, среди родственников жила надежда: а вдруг там, под опрокинувшимся судном, есть воздушная капсула и в ней кто-то выжил... Начальник Республиканского бюро судмедэкспертизы Наиль Нигматуллин подтвердил "ВК", что исследование трупов с "Булгарии" проводится в полном объеме, и результаты позволяют сказать: все они погибли "практически одномоментно".

Все мы знаем виновных, но их не найдут!

Извините, но отчетам чиновников от медицины нет доверия. Особенно после прошлогодней истории с запретами медикам писать диагнозы, связанные то с перегревом, то с гриппами. Если я не ошибаюсь, то "исследование в полном объеме" подразумевает всрытие, что, скорее всего не было сделано или в связи с большим объемом работы за малый срок или по политическим мотивам. Ну сами подумайте - долго бы проработал Наиль Нигматуллин если бы сообщил иное?

Как зачастую бывает, у нас в России, Всю вину и весь негатив, мы сваливаем на человека, в чьём ведомстве в последний раз находился тот или иной объект, приведший впоследствии в связи с ЧП к человеческим жизням.
Как бывший речник, проработавший на ВВП, на пассажирских судах, глубоко уважаю сделанный выбор капитана «Булгария». (Царство ему Небесное!)
Сейчас вся ответственность падает на хрупкие плечи последней арендаторше этого судна. С этим я никак не могу согласиться, но факты говорят сами за себя. Уже считаю преступлением, что этот теплоход отдали в аренду собственники с заверением, и в документальном плане, о полном техническом соответствии. В данном случае и оправдать главу компании-субарендатора нельзя, т.к. компания "Аргоречтур" не входило в реестр туроператоров России, и не имела право перевозить людей. Однако перевозки осуществлялись из начального порта, на виду у всех инспектирующих служб. И, ни для кого не секрет, что по такой схеме работает каждое пятое туристическое судно.
Перегруз для этого судна не актуален. Он мог перевозить пассажира - людей, в два раза больше. (Помню, работая на трёх палубном судне проекта 26 – 37, при полной пассажира – загрузке, мы умудрялись перевозить ящики с помидорами в несколько тонн.) Всё дело, в перераспределении топливных, и др. танков находящихся внутри судна. Но это ответственность капитана. Не вижу и вины, с моей точки зрения, субарендатора за сломанный левый двигатель, и за выход судна в непогоду с конечного пункта стоянки. Это был последний выбор капитана отвечающего за безопасность пассажиров и живучесть судна. Открытые иллюминаторы с подветренной стороны, в камском море и в спокойную погоду всегда закрывали.
Речной туризм на теплоходе считается безопасным. Но в данном случае это высказывание силы не имеет. Людей не вернёшь.

Я считаю, что основная вина на капитане судна, который проявил себя как неподготовленный и слабохарактерный человек. Больше боялся ослушаться неграмотных и жадных субарендаторов, чем выполнять свой долг моряка. Как можно было в такую погоду не заполнять балластные танки?? Ради грошовой экономии?? А опасность опрокидывания??
Как в такую погоду было не проверить все иллюминаторы-они же в сантиметрах каких то от ватерлинии? Пароход то ярко выраженный речной, не озерник..
Наконец, можно было отложить выход до улучшения погоды и приведения всех систем в порядок

Кроме того, 12 лет плавания на высокоскоростных судах-это не тот стаж который нужен для управления водоизмещающим судном. У капитана не было необходимого опыта для такого судна. Все эти "Ракеты" и "Метеоры" по сути большие катера с малой осадкой и крыльевой системой, а не настоящие корабли.
Разумеется, выводы сделает комиссия после подьема судна в док, но если капитана публика просила не отправляться в переход, то это о чем то говорит. значит дело было плохо, но капитан боялся только жадной инякиной и не понимал ситуации, насколько она плоха