Зрителей впечатлили татарский Джармуш и накладная грудь Дианы Сафаровой

Айсылу КАДЫРОВА
Зрителей впечатлили татарский Джармуш и накладная грудь Дианы Сафаровой

Вчера в Казани завершила свою работу международная театральная лаборатория «Город АРТ-подготовка». Этот день стал особенным для поклонников культового кинорежиссера Джима Джармуша. И тех, кто сомневался, что дочь руководителя аппарата президента Татарстана Асгата Сафарова - Диана Сафарова - профессиональная актриса.

Вчера на лаборатории было показано две работы: эскиз спектакля режиссера из Швейцарии Мириам Вальтер по киносценарию Джима Джармуша «Вне закона», который разыграли на татарском языке актеры Камаловского театра (перевод Рузаля Мухаметшина). И эскиз постановки режиссера и актрисы Юлии Ауг по пьесе Матея Вишнека «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте». «Историю медведей...» сыграли Диана Сафарова и актер Казанского ТЮЗа Роман Ерыгин. По мнению абсолютного большинства зрителей, эскизы Мириам Вальтер и Юлии Ауг стали выдающимися событиями в культурной жизни Казани в 2015 году.

Черную комедию про беглецов из тюрьмы «Вне закона» команда Мириам Вальтер играла на малой сцене Камаловского театра. Смотреть ее было интересно и тем, кто видел одноименное, совершенно замечательное черно-белое кино Джармуша, и тем, кто сделать это еще не успел. И первая, и вторая категория зрителей оказались одинаково не готовыми легко и непринужденно воспринимать с академической сцены такие жизненные фразы, как «Твою мать!», «Научись лизать задницу» и «Я серьезен, как последняя стадия рака». Причем на татарском языке. Эти фразы, ровно как и вся постановка, не шокировали публику - они заставляли ее хохотать и восторгаться. Восторг вызывала редкая для татарского театра правда современной жизни.

Мириам Вальтер и актеры-камаловцы, стремясь как можно убедительнее передать эту правду, нафантазировали дико смешную историю, которая могла запросто произойти не в американском городе, а, например, в Апастово или в каких-нибудь Пустых Морквашах. «Я не вернусь в этот Детройт!», - заявляет ди-джей Зак (Фанис Зиганшин). И тут же начинает напевать задушевную мелодию хита из репертуара Хайдара Бигичева «Син кайда иден» («Где ты была?»).

Настоящую бурю хохота вызывает другая фантазия создателей татарского «Вне закона»: подружившиеся в тюрьме с ди-джеем Заком другие герои спектакля - сутенер Джек (Раиль Шамсуаров) и странный иностранец Роберто (Эмиль Талипов) - вдруг становятся в круг и начинают петь бодрый припев из татарской народной песни «Сибелэ чэчэк» («Осыпается цветок»). Это абсолютно узнаваемая цитата из легендарного спектакля Марселя Салимжанова о последних днях жизни поэта Мусы Джалиля в фашистских застенках «У совести вариантов нет» (в салимжановском спектакле песню «Осыпается цветок» поют в тюрьме, встав в круг, Джалиль и его сокамерники).

Тем, кто видел фильм «Вне закона», не терпелось увидеть сцену выяснения отношений сутенера Джека с его темнокожей подружкой - сравнить ее с киноверсией, где эта подружка лежит на кровати абсолютно голая. В эскизе Мириам Вальтер подружку сутенера играет актриса, намного красивее джармушевского «оригинала», - Нафиса Хайруллина. Она была одета: соблазнительные чулки, периодически сползающий с плеч шелковый халат. И курила, как паровоз (электронную сигарету).

Блистательно играл иностранца в джармушевском сочинении Эмиль Талипов. Совершенно непонятно, как он умудрился придумать своему татароязычному персонажу итальянский акцент, но этот акцент был узнаваем и заставлял публику просто заходиться в смехе. И если бы только акцент. Талипов - из той категории больших актеров, что невольно заставляют воспринимать свою виртуозную игру как событие даже не редкое - историческое...

«Почему вы решили ставить с актерами Камаловского театра сценарий криминальной комедии Джармуша?», - спрашивали зрители после показа эскиза режиссера Мириам Вальтер. Девушка строго отвечала: «Потому что я собираюсь изучать юриспруденцию». И уточняла, что от сценария Джармуша в ее эскизе мало что осталось: она вместе с актерами создавала театральную фантазию.

«Актеры играли с таким наслаждением и удовольствием, что было понятно: они дорвались!», - сказал на обсуждении эскиза кинорежиссер Салават Юзеев. Также он отметил не без удивления, что, оказывается, черная комедия и абсурд очень хорошо смотрятся на татарской сцене.
 
Московский театральный критик Елена Ковальская заметила, что камаловцы играли эскиз по сценарию Джармуша «грациозно - не переигрывая, что редкость для театра». А один из организаторов театральной лаборатории Олег Лоевский и вовсе заявил, что зрители только что увидели не эскиз, а самую что ни на есть готовую, крепкую постановку. Настоящий спектакль - хоть сейчас в афишу ставь! Все зааплодировали в знак согласия. И начали аплодировать еще сильнее - уже от радости, когда главный режиссер Камаловского театра Фарит Бикчантаев пообещал, что «Вне закона» Джима Джармуша в постановке Мириам Вальтер, скорее всего, пополнят в следующем сезоне репертуар Камаловского театра.

Если у постановки Мириам Вальтер возможно будущее в Казани, то у эскиза Юлии Ауг - нет. Вчера Ауг показала свою версию «Истории медведей панда, рассказанную саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» Матея Вишнека с актерами Дианой Сафаровой и Романом Ерыгиным в первый и в последний раз. Причин тому несколько.

Юлия Ауг поставила свой режиссерский эскиз в нетеатральном пространстве - в обшарпанном, срочно требующем ремонта чердаке главного корпуса Казанского художественного училища. Проводить там регулярные показы никто не разрешит. А главное - эскиз признали «сырым». В основе пьесы Матея Вишнека - история внезапной встречи человека со смертью. Но этого, к сожалению, на показе никто из зрителей не понял. Ни у кого даже догадки не возникло, что Диана Сафарова играла не прекрасную незнакомку, а Смерть. Это - прокол режиссера.

Скажем прямо: большинство зрителей (вход был свободным и далеко не всем пришедшим хватило места) пришло не из интереса к философской пьесе живущего во Франции румынского драматурга. Не из любви к актеру ТЮЗа Ерыгину. И даже не из любопытства к режиссерским опытам «медийной» Юлии Ауг. Публику волновал актерский дебют Дианы Сафаровой - дочери всем в Казани известного экс-главы МВД РТ Асгата Сафарова. И про которую мало кто знает, что она училась в Москве, в ГИТИСе, - в режиссерской группе профессора Михаила Борисова, на кафедре эстрадного искусства. Самые злобные зрители пришли с заготовленной в адрес Сафаровой претензией «Ну какая она актриса?!».

Домашние заготовки не понадобились. Актриса Сафарова изящно сыграла свою роль, была естественной и убедительной, чуткой. На нее интересно смотреть. Хотя осталось непонятным, почему, обладая фигурой почти что идеальной, эротические сцены в постановке Ауг она играла с накладной гигантской грудью чудовищной формы и гигантскими же накладными ягодицами...

Фото Алекаснра ГЕРАСИМОВА и Рамиса НАЗМИЕВА