Звание «Учитель года» в Татарстане разделили 26-летние фанатка Земфиры и поклонник Петра I

Наталия ВАСИЛЬЕВА
 Звание «Учитель года» в Татарстане разделили 26-летние фанатка Земфиры и поклонник Петра I

Интригой завершился вчера в Казани конкурс «Учитель года Татарстана». Абсолютными победителями названы сразу два педагога - учитель математики набережночелнинской гимназии №26 Эльмира Ахмедзянова и учитель истории казанской гимназии №90 Иван Филатов, который сначала состязался в группе дебютантов, однако в финале по решению жюри неожиданно «перелетел» в основную группу конкурсантов. Им по 26 лет. Кто из победителей будет представлять Татарстан на «Учителе года России»? «Вечерняя Казань» взяла блицинтервью у каждого.

Вчера на церемонии награждения призеров татарстанского этапа конкурса, которая проходила в Республиканском центре мониторинга качества образования, педагогическое сообщество пребывало в недоумении. Чтобы зеленый дебютант потеснил на первой ступени пьедестала почета более опытного педагога - такого в истории конкурса еще не было! Казанец Иван Филатов работает в школе менее трех лет, бывшая жительница Казани, ныне челнинка Эльмира Ахмедзянова - шестой год. Глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов поднялся на сцену и пояснил: «Оба педагога достойны представлять Татарстан в финале конкурса «Учитель года России». Мы будем готовить их. Кто из них станет лучшим, тот и представит республику». Так что борьба между победителями продолжается. Что касается денежного вознаграждения (за первое место было обещано 400 тысяч рублей), то, как сообщили «Вечерней Казани» в министерстве, общий призовой фонд двух чемпионов будет поделен пополам, предположительно, каждый получит по 300 тысяч рублей.

Иван Филатов, учитель истории и обществознания гимназии №90 г. Казани.

- Иван, как после вуза вы снова попали в школу?

- Я закончил педуниверситет и бросил себе вызов: смогу работать в школе или нет? В итоге захватило, поймал кураж от учительства.

- На какую тему давали открытый урок на конкурсе?

- Отмена крепостного права… Объяснить тему может каждый учитель. Более сложная задача - направить ребят на то, чтобы они дали личную оценку реформе…

- Какой период в истории России вам особенно интересен?

- Эпоха Петра Первого. Время мощных реформ всего государства, слома старого уклада.

- Новейшая история менее интересна? Она ведь малоизучена...

- Все периоды российской истории малоизученные. Я придерживаюсь мнения, что современную историю лучше изучать спустя сто лет, когда утихнут все эмоции.

- Уже пятнадцать лет, как в стране ввели ЕГЭ. Как считаете, с помощью тестов можно действительно объективно оценить знания школьников?

- Я за дополнение письменных тестов устным собеседованием. В частности, по истории. В ходе беседы можно увидеть, как ребенок умеет размышлять.


Эльмира Ахмедзянова, учитель математики гимназии №26 г. Набережные Челны.

- Эльмира, родители и дети сейчас часто жалуются, что школьные задания стали очень сложными, непонятными. Это правда?

- Да. Я это объясняю тем, что в последние годы система образования претерпевает реформы. Вводятся новые учебники, методики, образовательные стандарты. Нынешним детям, наверное, тяжело, но лет через семь-десять они поймут, что получили правильный багаж.

- А вы сами как в школе учились? Двойки были?

- Не поверите, когда я переходила в пятый класс, по математике балансировала между тройкой и четверкой. Но новый учитель крепко подружила меня с уравнениями и логарифмами. А двоек не было.

- Вы заканчивали педвуз?

- Нет, я училась на механико-математическом факультете КФУ. И сразу после вуза пошла работать учителем математики. Почему? Потому что перед глазами был пример успешного учителя. Это директор IT-лицея при КФУ Тимербулат Самерханов. Однажды, когда я еще была студенткой, а он работал в лицее имени Лобачевского, попросил меня заменить его на уроках. Затянуло.

- Если бы вы были реформатором, что изменили в школе?

- Взялась бы за работу с родителями. Сейчас многие папы и мамы критически настроены по отношению к учителю. Есть непонимание между родителями и педагогами. Некоторые родители убеждены, что знания может давать Интернет и другие источники, а учителя отстают от жизни. Статус педагога в связи с этим понизился. На конкурсе я разговаривала на эту тему с министром образования Энгелем Фаттаховым. Хочется, чтобы абитуриенты шли в пединституты целенаправленно, с гордо поднятой головой. Хочется, чтобы из вузов выходили энергичные и высококвалифицированные кадры, чтобы они вызывали доверие у родителей. Повышение зарплаты учителям, конечно, немного изменило ситуацию.

- А вас устраивает ваша зарплата?

- Да.

- Как отдыхает «Учитель года»?

- Сажусь в автомобиль и путешествую по городам России. Ездила в Питер, Ярославль. Обожаю рок-музыку. Стараюсь посещать все концерты и фестивали. Люблю «Сплин». А на участие в конкурсе «Учитель года» меня вдохновила Земфира. Я ходила на ее концерт в Казани, видела, как по одному мановению ее руки взрывается зал, она может просто сказать «у-лю-лю» - и все в восторге. Суперпрофессионал!

- А сами музыкой занимаетесь?

- Играю на барабанах. У нас в гимназии много талантливых юных рок-музыкантов, которых нужно немного подтянуть по математике. Благодаря им мне и удалось овладеть навыками игры на ударных. Теперь ищу троечника-гитариста.