В крушении Ту-154 виноват человеческий фактор

Ту-154  упал в Черное море из-за ошибки второго пилота, перепутавшего рычаги управления, и перегруза багажного отсека лайнера, в котором опять же виноват человеческий фактор. К таким выводам пришли эксперты Минобороны. 

После расшифровки черных ящиков Ту-154, потерпевшего 25 декабря катастрофу в акватории Сочи, специалисты Минобороны могут практически точно назвать причины авиакатастрофы. По их мнению,  самолет сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлете перепутал рычаги управления и вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки. Когда экипаж заметил ошибку, было поздно. Ситуацию усугубил перегруз Ту-154, тяжелому самолету не хватило высоты для спасительного маневра. Первой коснулась воды хвостовая часть, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.  

Как пишет LIFE, ссылаясь на источники, знакомые с ходом расследования причин катастрофы, пресловутый человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154. По словам источников,  нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, однако быстро взяли себя в руки и пытались спасти самолет. 

Пилоты, летавшие на Ту-154, с которыми пообщался LIFE,  подтверждают выводы экспертов о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

— У «Туполева» рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлета, устал, — считает заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который восемь лет отлетал на Ту-154.

Эту версию считает вполне реальной и летчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев: 

— Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолет взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылкам. 

При этом специалисты Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны считают, что несмотря на ошибку, у экипажа был шанс справиться с нештатной ситуацией, если бы не перегруз.

— О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолет начал терять высоту, первой о воду ударилась хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море, — пояснил источник  LIFE в Минтрансе РФ.

По его мнению, в самолете перегрузили багажный отсек.  

— Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего, — рассуждает эксперт. — А во время полета и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлета из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину в ситуации с закрылками потянуло вниз.