Аналитика
03 April 07:00
Автор материала:Любовь Шебалова

Автодилеров ждет оптимизация с увольнением персонала

В России стремительно падают продажи новых автомобилей. К примеру, в Татарстане они уменьшились более чем на 16%. Дилеры, пытаясь оживить рынок, вслед за застройщиками стали предлагать покупателям покупку машины в рассрочку.

Автодилеров ждет оптимизация с увольнением персонала

Автор фото: ИД «Вечерняя Казань»

Антирекорды зимы

Российский авторынок начал этот год с сокращения продаж. По данным аналитического агентства «Автостат», в январе-феврале в стране было продано 167 112 новых легковых машин — на 9,3% меньше, чем за тот же период прошлого года. Прирост продаж показали четыре бренда: JAECOO, JETOUR, Lada и Belgee. Лидирует последняя — ее реализация увеличилась в 2,5 раза. Падение же наиболее значимо у китайских Geely (-46,8%) и EXEED (-49,8%).

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

По информации Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), показатели ухудшаются с каждым месяцем. Продажи февраля оказались на 13% ниже январских. Сравнение с февралем 2024 года также не в пользу нынешнего года, минус 26%. Однако, если продажи иномарок в январе-феврале упали на 19%, то продажи российских автомобилей подросли на 6% — до 59 382 единиц.

В феврале этого года, констатирует «Автостат», в России было реализовано всего лишь 78 000 новых легковых машин — на четверть меньше, чем год назад. К тому же авторынок упал впервые за почти два года. Давно не наблюдалось того, что февральский результат оказался хуже январского. В январе-феврале этого года легковых автомобилей было продано на 11% меньше, чем за два месяца прошлого года.

По автомобилям с пробегом ситуация выглядит лучше. В феврале россияне приобрели 397,1 тысячи подержанных легковушек: меньше на 0,6%, чем год назад. Казалось бы, разница незначительна. Однако, подчеркивают эксперты, вторичный авторынок вышел в минус впервые за 8 месяцев. Его объем в феврале оказался на 5,5% меньше, чем в январе. При этом в конце зимы он опустился ниже отметки в 400 тысяч единиц — впервые за последний год, то есть начиная с марта 2024-го.

Автор коллажа: ИД «Вечерняя Казань»

В Татарстане, сообщили «Вечерней Казани» в «Автостате», рынок новых легковых автомобилей за 2 месяца этого года по сравнению с тем же периодом 2024-го сократился на 16,3%. В то же время продажи машин с пробегом продемонстрировали рост на 12,9%.

По марту данные по реализации автомашин в стране еще не подведены. Однако прогнозы самые мрачные. Эксперты предполагали, что за первый весенний месяц дилеры продадут около 80 000 автомобилей. В целом за первый квартал падение, опасались они, составит около 25 процентов, что станет одним из самых значительных за последние годы.

«Повторение 2015 года, но с более тяжелыми последствиями»

В продажах наблюдается спад: как на новые, так и на бэушные автомобили, констатирует директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов.

— Автокредиты невыгодны. Люди не торопятся с покупкой-продажей. Тем более, что за 2023—2024 годы многие уже поменяли свои автомашины, — называет он причины.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Руководитель отдела корпоративных продаж ГК Expocar (федеральная сеть автосалонов по продаже автомобилей) Максим Овчеренко нынешнюю ситуацию на рынке оценивает так: «Повторение 2015 года, но с более тяжелыми последствиями».

C одной стороны, отмечает он, происходит падение продаж из-за снижения покупательской активности, вызванной высокими ставками по автокредитам. С другой стороны, имеет место снижение доходности дилеров из-за высоких ставок по кредитам на содержание склада.

Как следствие, у дилера увеличиваются операционные затраты на всех направлениях, подводит итог собеседник издания. При увеличении таких расходов, обращает внимание он, обычно начинается оптимизация, которая приводит к увольнению персонала и снижению зарплат сотрудников.

Доля отказов в автокредитах превысила 80 процентов

Доля кредитных продаж автомобилей, свидетельствует «Автостат», в феврале оставалась высокой — на уровне 46%. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за первые два месяца этого года в России было выдано автокредитов на 152 миллиарда рублей. Это на 54,4% (или в 2,2 раза) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда этот показатель составлял 333,2 миллиарда рублей.

Татарстан по объему выданных на эти цели займов замыкает первую пятерку регионов-лидеров. Больше средств на автокредиты банки, помимо Москвы и области, а также Санкт-Петербурга, выдали только в Краснодарском крае.

Вместе с тем объем потраченных на покупку автомашин заемных средств в нашей республике сократился почти на 49 %. С начала года выдачи автокредитов в Татарстане существенно снизились, как и в целом на рынке, подтвердила нашему изданию управляющий ВТБ в Татарстане-вице-президент Марьям Давлетшина.  

Автор фото: ВТБ

Спрос на кредиты по-прежнему сдерживают высокие рыночные ставки по программам автокредитования на автомобили с пробегом и новые без специальных ставок/субсидий от производителя, — отметила она.  

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков также констатирует, такая ситуация стала следствием роста рыночных ставок и утилизационного сбора во второй половине 2024 года.

При этом в феврале доля отказов по заявкам на автокредиты в стране достигла 81,1%. Этот показатель растет уже третий месяц подряд, увеличившись за это время почти на 5 процентных пунктов. В то же время, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, доля отказов по заявкам на автокредиты также выросла на 4,7 п.п. (в феврале 2024 года – 76,4%).

Наиболее серьезная динамика роста доли отказов в выдаче кредитов на покупку авто в феврале по сравнению с ноябрем 2024 года была зафиксирована опять же в Татарстане, Краснодарском крае и Ростовской области (+5,1 п.п.).

Автор коллажа: ИД «Вечерняя Казань»

Алексей Волков убежден, что этому способствовало введение в середине прошлого года так называемых макропруденциальных ограничений в отношении заемщиков с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%). Автокредиты для них стали по сути недоступны. Да и банки стали меньше рисковать. Это также привело к снижению числа одобренных ими заявок потенциальных заемщиков.

Если сравнивать год к году, то в феврале по новым автомобилям выдача кредитов упала в количественном выражении на 31%, а по автомобилям с пробегом падение оказалось еще более сильным (-51%), конкретизирует руководитель направления кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс-Платформа» Алексей Бородавин, говоря о резком замедлении темпов выдачи автокредитов с начала этого года.

Он предполагает, что март оправдает прогнозы о еще большем снижении такого рода займов. А это значит, делает вывод эксперт, что речь идет уже не об охлаждении рынка, а о кратном падении спроса.

Вместо автокредита рассрочка

На фоне падения продаж автомобилей автодилеры взяли на вооружение механизм, ранее опробованный застройщиками. Для оживления продаж они теперь предлагают потенциальным покупателям приобрести автомобили не в кредит, а в рассрочку.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Традиционно рассрочка — это способ оплаты товара, при котором платеж разбивается на части. К слову, эксперты называют наиболее популярным видом рассрочки как раз кредит. Но в нашей стране, обращают внимание они, она зачастую ассоциируется именно с беспроцентным кредитом. То есть когда покупатель получает возможность оплатить товар на протяжении нескольких месяцев без дополнительных платежей. Это известный для розничного рынка метод, используемый для увеличения продаж.

Специалисты считают, что в чистом виде беспроцентных рассрочек не существует. В идеале продавец заключает с банком договор, в рамках которого последний предоставляет кредит на более выгодных условиях (то есть с процентами чуть ниже рыночных). В свою очередь продавец делает покупателю скидку на товар в размере переплаты по процентам. Иначе говоря, под беспроцентной рассрочкой в большинстве случаев понимается сочетание скидки от продавца и кредита от партнерского банка.

Однако в нынешних экономических условиях аналитики считают подобное экономически невыгодным. По их расчетам, при ключевой ставке 21% и средней по рынку процентной ставке по кредитам в 26–45%, продавцу для того, чтобы предложить покупателю честную рассрочку при помощи банка-партнера, пришлось бы сделать скидку от цены авто в таком же размере. Как следствие, на практике они либо максимально завышают первоначальный взнос, либо уменьшают срок кредита. Чем меньше тело кредита, тем меньше «переплата». А следовательно, им придется закладывать меньшую скидку.

Автор коллажа: ИД «Вечерняя Казань»

В большинстве программ первоначальный взнос составляет от 50% и больше. То есть как минимум половину цены автомобиля покупатель оплачивает из собственных средств. Маленьким сроком кредита достигается тот же эффект: снижается объем переплаты, который при честной рассрочке возлагается на автодилера или дистрибьютера.

В большинстве программ максимальный срок рассрочки жестко привязан к размеру первоначального взноса: чем больше взнос, тем на больший срок можно растянуть рассрочку. Если речь идет о взносе в 50%, то обычно срок составляет один год. С учетом этих вводных дилеры действительно выдают «честную» рассрочку. Ну или почти: зачастую в договоре фигурирует ставка в размере от 0,01%.

Безусловно, у рассрочки есть свои плюсы. В частности, к ним относят отсутствие процентов, поручителей и залога, быстрое оформление и минимальные требования к заемщику. Однако минусов тоже хватает. К ним можно отнести небольшой срок рассрочки и большую сумму ежемесячного платежа, а также необходимость вносить первый взнос. Впрочем, для кого-то в приоритете отсутствие переплаты и возможность быстро погасить долг, а для кого-то — максимальная отсрочка платежа, невзирая на проценты.

«0% на весь модельный ряд»

Предложения по различным моделям и конкретным условиям в разных дилерских сетях могут сильно отличаться. Зачастую кредиты под видом беспроцентной рассрочки выдаются через Совкомбанк или Т-Банк.

Автор коллажа: ИД «Вечерняя Казань»

К примеру, «КАН АВТО» предлагает рассрочку 0% на весь модельный ряд марки CHERY. Впрочем, программа доступна у всех официальных дилеров марки в России для заемщиков в возрасте 20—75 лет. Для оформления потребуется только российский паспорт. Беспроцентная рассрочка предоставляется максимум на два года. Цена покупки может доходить до 9 миллионов рублей. Первоначальный взнос не обязателен. Но необходимо оформить ОСАГО и КАСКО. А вот страховать жизнь и здоровье клиенту нет нужды.

Кроме того, есть условие ежемесячно делать по карте рассрочки «Халва» минимум 5 покупок в совокупности на 10 тысяч рублей. Это могут быть как собственные, так и заемные средства.

«Транстехсервис» рекламирует программу «Авторассрочка» на EXEED сроком от 12 до 36 месяцев и первоначальным взносом от 50% в зависимости от банка-партнера. Процентная ставка — 0,01%. Полная стоимость кредита составит до 18,401-21,402% годовых в зависимости от кредитной организации. В качестве таковых указаны Совкомбанк и Т-Банк.

Выплату процентов банку берет на себя продавец

Доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох подчеркивает, что рассрочки — не новая практика для тех, кто продает недвижимость или другие товары, традиционно приобретаемые в кредит. Такой метод продаж используется много лет, преимущественно для автомобилей с пробегом, добавляет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

— Рассрочка — это весьма условное название, — резюмирует руководитель отдела корпоративных продаж ГК Expocar Максим Овчеренко. — Это кредитный продукт, который предоставляется банками совместно с продавцами. Часть переплаты по кредиту компенсирует автопроизводитель. Тем самым получается эффект рассрочки, — поясняет он.

Очевидно, рассрочка является для потенциального покупателя более привлекательной возможностью, поскольку исключает уплату процентов, допускает Игорь Кох.

— Точнее — выплату процентов банку берет на себя продавец, поскольку в большинстве случаев рассрочка оформляется именно как обычный банковский кредит, — напоминает он. — Но продавец делает покупателю скидку на сумму процентов, которые подлежат уплате банку.

При этом, делает акцент профессор КФУ, условия предоставления таких кредитов-рассрочек могут быть для покупателя менее привлекательными в части первоначального взноса. При рассрочке он может быть значительно выше, чем при традиционном кредите. Кроме того, кредит может быть предоставлен на более длительный срок, чем рассрочка. Различаются и другие условия. Таким образом, делает вывод он, не каждый покупатель сможет или захочет воспользоваться рассрочкой.

Собеседник издания также предположил, что если покупателю отказывают в банковском кредите, в том числе по причине высокого уровня закредитованности, то и в рассрочке тоже, вероятно, откажут.

«Большой аудитории на эту услугу не найти»

В то же время, признает Игорь Кох, подобные предложения «в любом случае смогут привлечь дополнительных клиентов и хотя бы незначительно повысить объем продаж». Это мнение разделяет и руководитель группы Авто.ру в Приволжском Федеральном округе Рустам Гатауллин.

— Рассрочка может увеличить объемы продаж, однако такие программы дают краткосрочный эффект, — говорит он.

Павел Кузнецов полагает, что рассрочка будет работать, но большой аудитории на эту услугу найти не удастся. Причина все та же — рынок заполнили новыми автомобилями в предыдущие два года.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Максим Овчеренко полагает, что рассрочки и эффект дают весьма условный.

— С одной стороны, они привлекают дополнительных покупателей автомашин. С другой стороны, после расчетов люди понимают, что это не спасает их от немаленьких платежей. Для автопроизводителей же это просто перераспределение бюджетов из маркетинга в продажи, — анализирует ситуацию он.

С ним соглашается Дмитрий Баранов, называя вопрос оживления продаж автомобилей с помощью рассрочки дискуссионным. Потребителям нужно иметь средства для оплаты автомобиля. Причём, до 50 % его полной стоимости нужно внести сразу. Не на все модели можно оформить продажу в рассрочку. Самые востребованные могут быть для нее недоступны, приводит он доводы в пользу своей точки зрения.

Учитывая необходимость высокого первоначального взноса, рассрочка остается недоступной для большого количества покупателей, подводит итог Рустам Гатауллин. Это временное решение для поддержания спроса, но его результативность «ограничена общей экономической ситуацией».

Более эффективной мерой поддержания спроса являются  программы субсидирования кредитования от автопроизводителей, — подчеркнул он

«Китайские» дилеры опасаются возвращения корейских и немецких марок?

В свою очередь, основатель компании Kazandigital Олег Туманов считает рассрочку хорошей инициативой.

— Да, с одной стороны, человеку приходится сразу внести 50 процентов стоимости автомобиля. Но в подавляющем большинстве случаев для россиян покупка машины не спонтанна. Они к этому готовятся. В том числе стараются подкопить определенную сумму. И лучше отдать половину цены, чем расплатиться полностью. Особенно, когда нет переплаты по кредиту. То есть не надо платить проценты, — рассуждает он.

Автор фото: личный архив Олега Туманова

Собеседник издания не исключает, что автомобили в рассрочку могут составить весомую долю продаж. По его словам, дилеры подтверждают: интерес к этому механизму у людей есть и это «хоть как-то стимулирует отрасль».

Участники рынка жалуются, что уровень реализации автомашин стал низким, подтверждает Олег Туманов. Он полагает, что это во многом связано со скачком цен из-за последнего повышения утилизационного сбора. Но, отмечает основатель компании Kazandigital, в последние дни наметилась и тенденция со знаком плюс. Речь о том, что многие дилеры автомашин из Поднебесной стали делать «очень серьезные скидки».

Возможно, прогнозирует он, это «упреждающий шаг перед потенциальным снятием санкций, о чем все чаще говорят в последнее время, и дилеры китайских автомобилей всерьез опасаются возвращения на российский рынок уже зарекомендовавших себя китайских и корейских марок».

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей