Аналитика
25 декабря 07:00
Автор материала:Любовь Шебалова

На каждую новую купленную машину в Татарстане приходится больше двух подержанных

Рынок автомобилей с пробегом в республике, как и в целом в стране, по итогам 11 месяцев показал хотя и скромную, но положительную динамику. Лидеры продаж практически те же и по маркам, и по моделям. Но парк становится все более старым.

На каждую новую купленную машину в Татарстане приходится больше двух подержанных

Автор фото: Егор Затеев / ИД«Вечерняя Казань»

Япония по-прежнему лидер среди стран-импортеров

Обладателями 5,66 миллиона легковых автомобилей с пробегом стали жители нашей страны за 11 месяцев этого года   это на 2,7% больше, чем в январе – ноябре прошлого года. В том числе почти 163 тысячи из них купили татарстанцы, улучшив свой результат 2024 года на 3,1%. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Среди брендов все так же лидирует LADA. По данным на 1 декабря, в республике было продано 48 473 подержанные машины этой марки. По сравнению с прошлым годом реализация даже чуть подросла: на 3,7%. В стране в целом вторую позицию в марочном рейтинге сохранила Toyota. На третьем и четвертом местах «корейцы» Kia и Hyundai, а замыкает пятерку лидеров Volkswagen. В десятке самых продаваемых авто также хорошо знакомые бренды Nissan, Chevrolet, BMW, Honda и Renault.  

В Татарстане второе место с очень большим отрывом от лидера заняла Kia c 15 302 проданными машинами. И это на 3,2% бэушных иномарок этого бренда меньше, чем годом ранее. А вот Hyundai, у которого в топ-10 самых продаваемых марок третья позиция, даже прибавил: 2,1%.

Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Цифры продаж Volkswagen (он 4-й) едва ли не вдвое меньше того же Hyundai. Он по сравнению с прошлым годом также немного нарастил продажи: на 5,7%. В сопоставимых объемах с ним татарстанцы покупали в этом году и бэушные Renault (7341). Динамика у этой марки отрицательная (по итогам 11 месяцев минус 6,7%). На шестом месте премиальный бренд BMW — 6037 авто, что на 8,7% больше, чем годом ранее.  Почти столько же было продано и Chevrolet , покупали эти иномарки меньше (на 3,1%), чем ранее.

Положительную динамику в регионе продемонстрировала и Toyota: +5,1% к тому же уровню прошлого года. А объем ее продаж немногим недостает до 6 тысяч единиц. Два последних места заняли такие марки, как Skoda и Nissan (4304 и 3954 реализованных авто).

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В целом в стране самым востребованным брендом названа Toyota, автомобиль этого семейства первенствует и среди моделей (Toyota Corolla). Япония по-прежнему остается лидером среди стран-импортеров легковых автомобилей с пробегом в России (34,2% в ноябре). Второе место занимает Южная Корея (24,8%), а третье – Китай (18,3%). Также в пятерку лидеров вошли Грузия (8%) и Беларусь (6,8%), сообщил «Автостат».

Кардинально предпочтения российских покупателей по маркам и моделям за год не сильно изменились, констатирует директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи. Они у автовладельцев одинаковы и в России, и в Татарстане, убежден региональный менеджер по корпоративным продажам MG MOTOR в России Максим Овчеренко: «Все остальное – уровень погрешности».

Статистика движения автомобилей из рук в руки

Впрочем, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков убежден, что речь в данном случае идет «не о предпочтениях, а о математике».

Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Парк легковых автомобилей в стране составляет больше 40 миллионов единиц. А поскольку наибольшую его долю занимают автомобили Волжского автозавода, LADA, соответственно, их больше и покупают, и продают, говорит он.

Последующие места в рейтинге самых продаваемых занимают машины, которые у нас в стране в последние 20—30 лет опять же были в наличии в наибольшем количестве. Это Toyota, Volkswagen, Nissan, Renault и т.д., продолжил он логическую цепочку.

С моделями, по словам эксперта, все то же самое. В последнее время на первое место вышла вазовская «семерка» — действительно один из самых массовых автомобилей. Во-вторых, он наиболее дешевый из тех, что есть на «вторичке».

— Вторичный рынок — это, по сути, перепродажа машин друг другу. На нем каждый год крутится примерно около шести миллионов автомобилей, — подытожил главред журнала «За рулем».

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Эту точку зрения разделяет и руководитель казанского офиса Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов.

— В данном случае статистика продаж — это не статистика увеличения автопарка в России, а движения автомобилей из рук в руки. И увеличение количества продаж никак не влияет на количество машин, — комментирует он.

Доля брендов из Поднебесной на «вторичке» достигла 4,5%

За счет бурного роста продаж новых китайских машин в последние три года увеличились и продажи подержанных авто из Поднебесной, обращает внимание Татьяна Арабаджи. За январь — ноябрь новых владельцев нашли 245,2 тысячи подержанных китайских легковушек, что на 40,5% больше, чем годом ранее. Доля брендов из Поднебесной на вторичном российском авторынке достигла 4,5%.

Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

По мнению директора НАПИ, такой существенный рост вызван в том числе досрочным возвратом и изъятием лизинговых автомобилей, которые затем выходят на вторичный рынок.

Автомобили из Поднебесной, напоминает Максим Кадаков, активно продаются только года три: должно пройти еще несколько лет, прежде чем мы увидим их в массе среди подержанных авто.

Четверть рынка составили авто возраста 11—15 лет

                              

На фоне падения продаж новых легковых автомобилей в России ситуация с  подержанными более стабильна, отмечает Татьяна Арабаджи. На вторичном рынке царит относительная определенность, соглашается Максим Овчеренко. Он считает, что этот рынок всегда был и будет «живым»: люди как покупали подержанные машины, так и продолжат это делать.

Больше всего, как и годом ранее, обращает внимание глава НАПИ, в 2025-м продавались машины возраста 11—15 лет (с динамикой к 11 месяцам прошлого года в 3,5%). В  январе — ноябре на них пришлась четверть рынка. В то же время по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли продажи автомобилей старше 20 лет на 8,8%. Машины возрастом 4—6 лет тоже покупали чаще, но совсем незначительно: на 2,3%.

Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Максим Кадаков считает, что у нас старый парк машин именно из-за того, что продается мало новых легковых автомобилей. Как известно, для того, чтобы машина стала бэушной, она сначала должна побыть новой.

В прошлом году на «вторичке» в Татарстане было продано 1,5 миллиона машин и все кричали, что это круто. В этом году будет реализовано и того меньше: 1,3 миллиона, — обрисовал ситуацию эксперт.

Главред журнала «За рулем» полагает, что нам нужно покупать в год примерно 2,2 миллиона автомобилей, а лучше 3 миллиона: тогда парк бы омолаживался.

        

На фоне ожидания роста утилизационных платежей

Цены на подержанные автомобили (возрастом не старше 20 лет) ежемесячно с июля по ноябрь немного снижаются, рассказывает директор Национального агентства промышленной информации.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Более стабильны цены на российские машины. За год, с ноября 2024 года по ноябрь 2025 года, они подешевели с 603 тысяч рублей до 586 тысяч рублей (-2,9%). Средняя цена на китайские автомобили за год сократилась с 2 миллионов 158 тысяч рублей до 1 миллиона 963 тысяч.

Такое существенное снижение стоимости (на 9%) объясняется  ежемесячным сокращением средних цен на новые китайские машины с февраля по сентябрь 2025 года (за исключением июня и августа) для распродажи стоков, говорит эксперт.

С октября цены на новых «китайцев» начали движение вверх на фоне ожидания роста утилизационных платежей с 1 декабря 2025 года и с 1 января 2026 года. Это обстоятельство, прогнозирует она, приведет к росту цен на подержанную технику «в перспективе нескольких месяцев».

Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Изменение методики расчета утильсбора прежде всего выльется в существенное удорожание автомобилей, ввозимых по альтернативному импорту. Ежегодное же повышение платежей утильсбора до 2030 года обернется ростом стоимости машин, импортируемых и через официальную дистрибьюторскую сеть, анализирует ситуацию глава НАПИ.

Что касается машин, выпускаемых в России, то, подчеркивает Татьяна Арабаджи, у производителей есть возможность компенсировать утилизационные платежи за счет промышленных субсидий. Как следствие, рост цен на такие автомобили может быть меньше.

В целом повышение цен на автомобили негативно сказывается на рынке как новой, так и подержанной техники. Покупатели переходят на более возрастные автомобили.

Ограниченная доступность привычных многим европейских, японских, корейских автомобилей в совокупности с высокими ценами ведут к устареванию автопарка и  увеличению сроков  владения автомобилями.

Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Так, средние сроки первого владения немецкими, французскими, японскими автомашинами в январе — июле 2025 года превышали 80 месяцев, тогда как в 2023 году они не достигали и 70 месяцев, конкретизирует она.

Люди стали более практичны, свидетельствует и руководитель казанского офиса ФАР. И дело, говорит он, не только в недоверии к «китайцам». Автопарк сам по себе замедлил рост в России. Он обновляется: меняются машины и их владельцы. 

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей