Не Китаем единым: как перекраивают российский рынок бытовой техники
Освободившуюся после ухода игроков из ЕС и США нишу заполнили в основном китайские и турецкие бренды. До трети рынка «доросла» и наша страна — пока в сегменте мелкой бытовой техники.

Добровольно ограничить цены на бытовую технику и электронику
Российские торговые сети DNS, «М.Видео-Эльдорадо» и «Ситилинк» как минимум до конца сентября «заморозили» стоимость некоторых продаваемых товаров.
Добровольно ограничить цены и наценки на бытовую технику и электронику, которая пользуется спросом, им предложила 13 августа Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По ее мнению, это поможет предотвратить возможный рост стоимости этих товаров и в целом окажет положительное влияние на рынок.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
В результате онлайн-ретейлер «Ситилинк» отчитался о том, что снизил цены на 160 позиций из 60 категорий: в среднем на 7%. Схожие меры озвучили и другие торговые сети. DNS установил предельные цены на 75 позиций техники и электроники. А «М.Видео-Эльдорадо» оставил их на уровне минимальных для более чем 40 групп товаров. Ретейлер оставляет за собой право устанавливать их еще ниже и возвращать до уровня фиксации в зависимости от спроса, говорится в сообщении регулятора.
— С одной стороны, на просьбу такого госоргана, как ФАС, обладающего большим административным ресурсом, тяжело ответить негативно. С другой стороны, это показывает, что сети добропорядочны и к ним нет никаких замечаний. Иначе это были бы другие меры, — отметил «Вечерней Казани директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.
Он полагает, что торговые компании пошли навстречу антимонопольной службе «в рамках социальной ответственности». С началом учебного года дети возвращаются в школы, им покупают электронные устройства. В прошлом году имела место схожая практика.
Предотвратить спекулятивный рост
Ряд экспертов «Вечерней Казани» сходятся во мнении, что инициатива ФАС направлена на стабилизацию рынка и предотвращение спекулятивного роста цен. По словам кандидата экономических наук, доцента кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Марии Долговой, имеются в виду как основные товары электроники, которые нужны для учебы, так и бытовая техника. Люди возвращаются из отпусков и делают отложенные крупные покупки.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
В РАТЭК подтверждают: осень — начало высокого сезона на рынке электроники. Он стартует с сентября, а пик приходится на новогодние каникулы.
У ретейлеров много возможностей для ограничения своих торговых надбавок и замораживания/снижения потребительских цен на часть ассортимента, обращает внимание эксперт. К примеру, можно распродавать более ранние модели, находящиеся на складах. По ее мнению, это не наносит ущерба продавцам: снижение цен приводит к росту продаж и не отражается отрицательно на выручке. Мария Долгова напомнила, что аналогичные меры на этом рынке успешно применялись в прошлом году.
Аналитик ИТ-холдинга Fplus Марк Яссер полагает, что ретейлеры согласились с предложением ФАС, потому что в их планах уже было снижение цен в период повышенного спросаBack to School в конце августа-начале сентября. Антимонопольная служба создала торговым сетям рекламу федерального уровня, «зазывая» в них снижением цен еще большой поток покупателей. По его мнению, это устраивает обе стороны.
Аналитик считает, что для крупных розничных сетей выгоднее всего будет продавать по меньшей цене продукты собственной торговой марки: «Это поможет упростить ценообразование, а также увеличит объём продаж СТМ».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Аналитик ФГ «Финам» Игнат Иванов признает, что такие меры могут оказать краткосрочное положительное влияние на рынок, снизив ценовое давление. Но, обращает внимание он, «они редко эффективны в долгосрочной перспективе из-за возможного дефицита продукции или снижения качества обслуживания».
Инициатива ФАС выглядит как неоправданное вмешательство
Кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака считает, что инициатива ФАС выглядит «как неоправданное вмешательство в деятельность сетей».
— Регулирование цен и борьба с инфляцией не входят в функции антимонопольной службы, — подчеркивает он.
Ретейлеры едва ли могут ослушаться регулятора, поскольку его сотрудники всегда найдут, за что их наказать, рассуждает собеседник издания. Но борьба с ценами такими методами ни к чему хорошему не приведет, предостерегает эксперт.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
— Сетям придется или повышать цены на других участках, или оптимизировать ассортимент. Значит, скорее всего, в магазинах как минимум сократится разнообразие товаров. В худшем случае могут начаться перебои с поставками или закрытие части магазинов, — делает вывод Николай Кульбака.
Это мнение разделяет и руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников.
— О практике ограничений цен можно почитать в исторической справке по экономике СССР 85-90-х годов прошлого столетия, — отметил он нашему изданию.
Аналитик убежден, что рынок бытовой электроники «отлично саморегулируется»: для каждой категории потребителей есть товары.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
— А кому не по карману покупать в магазинах — есть маркетплейсы. Дефицита нет, как и недоступных устройств. Продавать Mercedes по цене LADA никто не будет, — резюмирует он.
Особого смысла накручивать цены нет — на рынке высокая конкуренция
— Особого смысла накручивать цены нет, потому что в этом сегменте, во-первых, очень высокая конкуренция. Во-вторых, люди богаче не становятся. Рынок живет с оборота, а не с нормы прибыли, — комментирует «денежный вопрос» Антон Гуськов. — На него сильно влияют и санкции, и проблемы с нехваткой комплектующих, и сложности проведения платежей за границу.
Собеседник издания отмечает, что если даже какие-то отечественные товары производятся в России, они все равно сильно связаны с международной ситуацией.
— Полностью своих компонентов у нас нет, комплектующих для производства материалов иногда нет. Сейчас возникли проблемы с изоцианатом (MDI-100), Он используется для пены утеплителя холодильников. На прошлой неделе стало известно о том, что этот материал попал под санкции и нам его перестали продавать даже китайцы, — сетует он.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
По свидетельству Антона Гуськова, такого рода новости возникают постоянно и они имеют накопительный эффект.
— Если деньги сложно перевести и курс имеет тенденцию к росту касательно юаня, евро и доллара, вне всяких сомнений, это оказывает влияние на себестоимость, — констатирует он.
Китай, Турция, Беларусь
По данным маркетинговой компании Mordor Intelligence, объем российского рынка бытовой техники оценивается в 11,12 миллиарда долларов. По прогнозам ретейлера «М.Видео-Эльдорадо», к концу года он прибавит 5-10%. Ожидается, что в ближайшие 5 лет этот сегмент продаж продолжит расти, отмечает аналитик ИТ-холдинга Fplus Марк Яссер.
По мнению Марии Долговой, рынок показал хорошую адаптируемость. Место, освободившееся после ухода иностранных брендов, успешно занимают отечественные производители и новые зарубежные поставщики. Артем Соколов отмечает, что свое присутствие активно наращивают новые игроки: из Китая, Турции, Белоруссии и других стран ЕАЭС.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
В топе российского рынка в разных категориях лидируют китайские бренды, говорит Марк Яссер. В бытовой технике это Haier по продажам в количественном выражении, и Viomi — в категории умных кондиционеров. В смартфонах — Redmi (23%), Tecno (16%) и Realme (11%).В категории ноутбуков вторую строчку сразу после тайваньской компании ASUS (16%) занимает Huawei (15%).
У китайских брендов преобладающая доля на российском рынке как бытовой техники, так и электроники, подтверждает Антон Гуськов. Они сохранили свое присутствие и его расширяют. Наряду с ними первые позиции занимают также турецкие марки. Например, «Веко». Также на нем присутствуют российские и белорусские производители.
— Техника тех компаний, которые официально покинули наш рынок, поставляется по параллельному импорту. Он помогает насыщать полки, — добавил директор по связям с общественностью РАТЭК.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
По приблизительным расчетам, доля параллельного импорта может составлять порядка 30%: она разная в отдельных категориях и у разных ретейлеров, сообщил нашему изданию президент АКИТ. При этом он отметил, что доля импортных закупок заметно снижается.
— На рынке много продуктов электроники, но теперь большая часть из них — это не российская локализация, а прямые поставки из Китая. В большинстве своем это неизвестные в России бренды. Причем в Поднебесной подобных марок десятки, если не сотни. Так что выбор зачастую идет не по бренду, а по цене, — подытожил аналитик Николай Кульбака.
Треть рынка — за российскими брендами
По данным холдинга Fplus, в 2023 году треть продаж электроники и бытовой техники пришлась на отечественные марки. Впрочем, директор по связям с общественностью РАТЭК обращает внимание на то, что речь идет о мелкой бытовой технике. Это чайники, утюги, блендеры, фены, щипцы для завивки, бритвы и т. д.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
В профильной ассоциации подтверждают, что доля российских брендов увеличивается.
— Но это сложно назвать импортозамещением, — подчеркивает Антон Гуськов. — Рынок электроники — глобализированный с международным распределением труда. Бренд может быть российский, но при этом он сходит с конвейера в Поднебесной. Как, например, продукция торговой марки Scarlett (принадлежит российской компании Arima Holding Corporation, зарегистрированной в Тайване. — «ВК»). Китайские компании тоже размещают свои производства в России. Например, в Татарстане.
Крупная бытовая техника — холодильники, стиральные машины, плиты — производится в России в большей степени, говорит собеседник «Вечерней Казани». Мелкая, наоборот, практически не выпускается.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Согласно информации Fplus, выше доля российских брендов, а также СТМ в потребительской электронике (телевизоры, приставки). Меньше всего их в телекоме (смартфоны) и компьютерной технике (ноутбуки, ПК и планшеты).
Четверть общего оборота розницы пришлась на онлайн-покупки
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отметил «Вечерней Казани», что по итогам первого полугодия на цифровую и бытовую технику приходится 14,3% всех покупок в интернете. Он напоминает, что эта категория по объемам продаж традиционно входит в топ-5 самых популярных товаров. Рост объемов продаж категории с января по июнь год к году составил 9,2%.
Всего россияне за 6 месяцев этого года купили онлайн цифровой и бытовой техники на 533 миллиарда рублей. По расчетам АКИТ, это составляет около 25% общего оборота розницы.
Собеседник издания поясняет, что продажи в интернете генерируют специализированная сетевая розница в онлайн-каналах под собственным брендом («М.Видео», DNS, «Эльдорадо»), интернет-магазины («Ситилинк», «Холодильник.ру», «РБТ.ру», МТС и др.), а также маркетплейсы.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
— Выделить отдельно долю последних довольно сложно, поскольку размещать свои товарные предложения там могут не только отдельные продавцы, но и классические магазины, — говорит он. — На площадках в общей структуре продаж электроника и бытовая техника занимают около 10 процентов.
На фоне глобальных логистических проблем
По мнению Антона Гуськова, сложно предсказать, как рынок будет развиваться в дальнейшем: «К примеру, попал какой-нибудь компонент под санкции и ситуация уже изменилась. Иногда это совсем не очевидно».
По мнению Марии Долговой, основные изменения рынка вызваны усложнением и удорожанием логистических схем, проблемами с платежами китайским контрагентам.
А с начала августа и банки ОАЭ начали отклонять оплату электроники со стороны российских компаний. Операции блокируют в тех случаях, когда оплачиваемая техника из других стран поступает сразу в Россию. Между тем через каналы поставок в ОАЭ в РФ проходит около 10–20% всех ноутбуков, по другим категориям товаров доля может достигать 30%.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Также, напоминает эксперт, не ясна дальнейшая ситуация с параллельным импортом, поскольку Минпромторг сократил перечень брендов, разрешенных к ввозу.
Государству глобально выгодно, чтобы на каждый кошелек был свой продукт
С 2020 года цены на бытовую технику и электронику в России стабильно росли. Санкции и уход зарубежных компаний только ускорили этот процесс. Мария Долгова напоминает, что резкий скачок цен был отмечен в период ажиотажного спроса весной 2022 года.
После начала СВО буквально за пару дней в конце февраля ценники на бытовую технику и электронику поднялись сразу на треть, прибавив от 7 до 30 тысяч рублей в зависимости от товара, констатирует компания INFOLine. Люди бросились скупать гаджеты, пылесосы и холодильники. Подросла стоимость бытовой техники и после выросшего курса валют летом 2023 года.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
А Николай Кульбака обращает внимание на то, что рост цен шел одновременно со снижением качества: «Мы теперь покупаем не совсем те товары, которые были в наших магазинах 4-5 лет назад. Их качество серьезно упало».
По его словам, рост цен в последние два года определялся прежде всего ростом затрат у торговых сетей: «Логистика стала дороже, курс рубля – менее выгодным, а зарплаты выше. В итоге, в прошлом году рост цен сдерживался лишь низким потребительским спросом. Похоже, что в этом году, когда инфляция стала существенно выше прошлогодней, цены будут расти быстрее».
Собеседник издания признает, что предпосылок к росту цен бытовой техники и электроники довольно много. Это сокращение импорта, увеличение логистических затрат, сложности в оплате импортных поставок, рост зарплат в стране, рост налогов и коммунальных расходов.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
— Катастрофического роста цен я не жду, но рост в 15-20 процентов в течение года вполне реален, — заявляет он.
Прогнозы о скором росте стоимости бытовой техники и электроники считает оправданными и аналитик ФГ «Финам» Игнат Иванов.
— Во-первых, усугубляются проблемы с российско-китайскими платежами, что увеличивает расходы продавцов и, соответственно, цены. Во-вторых, укрепление рубля, которое происходило летом, сошло на нет, и национальная валюта продолжила слабеть, что приведет к очередному удорожанию импорта, — перечислил доводы за он.
Но не все участники рынка делают на этот счет однозначные выводы.
— Мы не видим предпосылок для резкого подорожания электроники и бытовой техники — все изменения соответствуют ожидаемой динамике рынка, — заявил «Вечерней Казани» президент АКИТ Артем Соколов.
Он отметил, в некоторых товарных позициях наблюдается даже снижение стоимости. Так, средняя цена на ноутбуки на рынке России в июле-августе снизилась с 62,3 до 61,5 тысячи рублей.
Предложение снизить цены — лишь один из способов
По мнению аналитика ИТ-холдинга Fplus Марка Яссера, наибольшая уязвимость российского рынка электроники и бытовой техники — это повышение цен. По итогам 2023 года средняя стоимость электроники в нашей стране выросла примерно на 10-15%.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Исходя из повышения ключевой ставки ЦБ, нового пакета санкций со стороны ЕС, который усугубляет возможность комфортной торговли с Россией, и усложнения логистического пути импортных товаров можно ожидать увеличения цен, анализирует он.
— Но из последних новостей становится понятно, что формируются новые варианты решения. Предложение ФАС сетям добровольно снизить цены лишь один из способов решить проблему. В дальнейшем могут появиться новые методы, — поделился своим мнением Марк Яссер.
Он убежден, что государству «глобально выгодно» экономически развитое и обеспеченное население: «Чтобы на каждый кошелек был свой продукт, обеспечивающий граждан необходимым обязательным уровнем комфорта».
А Мария Долгова добавила, что на рынке сказываются еще и общемировые тенденции удорожания комплектующих для компьютерной техники (особенно – накопителей). По ее словам, это сильнее отразится на ценах товаров нижней и средней ценовой категорий.
Дорогое обслуживание кредитов, рост средней заработной платы, высокие тарифы ЖКХ, возможное сокращение поставок по параллельному импорту рано или поздно отразятся на стоимости бытовой техники и электроники, не сомневается она. Обсуждение возможности введения осенью утильсбора на импортную электронику также создает предпосылки для роста цен.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Главы муниципалитетов и представители госорганов республики рассказали как борются с коррупцией, не веря в свою победу.












