А если очень хочется, то можно: в Татарстане не будут демонтировать «наши дворы», которые умудрились обустроить в охранных зонах

Евгений АКСЕНОВ
А если очень хочется, то можно: в Татарстане не будут демонтировать «наши дворы», которые умудрились обустроить в охранных зонах

Снести элементы благоустройства, установленные в 18 дворах Набережных Челнов по республиканский программе «Наш двор», обязал Арбитражный суд РТ исполком автограда. Как оказалось, благоустроители закатали в асфальт и бетон охранные зоны тепловых сетей и Татэнерго через суд потребовало вернуть все как было. Однако челнинские власти так просто Фемиде не сдались. Как выяснила «Вечерняя Казань», исполнять решение суда и терпеть обвинения в том, что пустили на ветер миллионы, они не намерены.  

Противостояние владельцев частных домов в Казани с Газпромом, который требует снести постройки, оказавшиеся в охранной зоне газопровода, напомнила ситуация с благоустройством дворов в Набережных Челнах. С той только разницей, что Газпром «проснулся» тогда, когда дома в охранной зоне уже были построены, а представители Татэнерго дважды, в июле и августе 2022 года, когда во дворах кипела работа, обращались в исполком Набережных Челнов с претензиями - мол, не трогайте наши охранные зоны, как мы потом будем трубы чинить, если вы все бетоном зальете.     
 
Но в исполкоме не вняли предупреждениям. В итоге в октябре АО «Татэнерго» обратилось в Арбитражный суд РТ с требованием к исполкому демонтировать в 18 дворах асфальтобетонные покрытия расширенных дворовых проездов, тротуаров, бетонные площадки для мусорных контейнеров, а также фонарные столбы, заявив, что работы во дворах проводились без проекта и соответствующего согласования с истцом. В итоге в конце января суд полностью удовлетворил иск Татэнерго, отметив, что «выполнение асфальтобетонного покрытия в охранной зоне является нарушением действующих норм и правил эксплуатации тепловых сетей и создает угрозу надежности теплоснабжения потребителей. Кроме того, в случае аварийной ситуации на тепловых сетях истец будет вынужден понести убытки в виде расходов на демонтаж асфальтобетонного покрытия и последующего восстановления проезжей части».  

За каждый день просрочки исполнения судебного решения ответчику назначили неустойку в размере 500 рублей.   

 «Вечерняя Казань» поинтересовалась в исполкоме Набережных Челнов, намерены ли там исполнять решение суда о демонтаже объектов благоустройства или готовятся платить неустойку. Оказалось, ни то и ни другое.

- Мы находимся в процессе подписания мирового соглашения с компанией «Татэнерго», - неожиданно сообщила начальник управления информационной политики и по связям с общественностью Римма Мухаметзянова.

На вопрос, какая сумма была затрачена на благоустройство 18 дворов, в исполкоме предпочли не отвечать.

В Институте развития городов Татарстана, который курирует программу «Наш двор», «Вечерней Казани» сообщили, что в курсе спора между Татэнерго и исполкомом Набережных Челнов и что нарушение нормативов при благоустройстве дворов не редкость.  

- Нам часто приходится балансировать и искать компромиссы между соблюдением нормативов и потребностями жителей, - отметила PR-менеджер института Яна Казакова. - Например, на охранных зонах часто располагаются пешеходные маршруты, старые детские площадки, скамейки, турники, и жители просят заасфальтировать пешеходные пути там, где им привычно. При этом архитекторы-проектировщики зонируют дворы так, чтобы на охранных зонах не располагались детские и спортивные площадки. Но нельзя полностью исключить пересечение теплосетей, например, с тротуарами. Кроме того, вдоль новых и ремонтируемых тротуаров мы устанавливаем опоры освещения, они тоже могут пересекаться с охранными зонами тепловых сетей. Но в уже благоустроенных по программе дворах, где опоры освещения, тротуары, расширения проезжей части попадают на охранные зоны тепловых сетей, демонтаж проводиться не будет.

В свою очередь в пресс-службе АО «Татэнерго» на вопрос, собирается ли предприятие добиваться от исполкома Набережных Челнов исполнения судебного решения или готово смириться с его неисполнением, нам сообщили следующее:  

«Подземная прокладка тепловых сетей создает ложное представление о возможности застройки пустующего земельного участка, что приводит к размещению объектов в охранной зоне тепловых сетей или непосредственно над ними. В результате увеличиваются сроки и стоимость выполнения плановых и аварийных ремонтных работ. Мы понимаем, что программа «Наш двор» преображает вид городов Республики Татарстан в лучшую сторону, а создание новых или реконструкция существующих элементов благоустройства отвечает потребностям жителей города Набережные Челны. Поэтому в настоящее время совместно с исполкомом г. Набережные Челны выработаны решения, которые позволяют сохранить элементы благоустройства и демонтировать их на время ремонта тепловых сетей, не относя затраты по демонтажу на стоимость ремонта сетей».

Из всего этого набора красивых слов можно понять, что хотя по правилам нельзя ничего строить над тепловыми сетями и закатывать в асфальт землю рядом с ними, но если очень хочется, то можно. Ну а если, не дай бог, трубы под асфальтом во дворах прорвет, то крушить асфальт будут за счет исполкома, и это для Татэнерго главное.

В общем, договорился истец с ответчиком полюбовно. Спрашивается, зачем тогда суд напрягали, людей от работы отрывали?  

Депутат горсовета Набережных Челнов от партии «Коммунисты России» Татьяна Гурьева тоже считает ситуацию странной.

- Могу привести пример, как жители одной многоэтажки в Челнах решили оборудовать у себя во дворе спортивную площадку, так к ним во двор приехала целая делегация представителей тепловых, электрических сетей и пр. со схемами подземных коммуникаций, чтобы, не дай бог, ничего не нарушили. А тут речь идет о масштабных работах по республиканской программе «Наш двор» - и такие нарушения. А может, у Татэнерго просто возникло недопонимание с исполкомом по каким-то другим вопросам и они решили использовать ситуацию с размещением объектов в охранной зоне теплосетей как рычаг давления на городские власти? - выдвинула депутат конспирологическую версию. - Я положительно отношусь к тому, что в республике реализуется программа «Наш двор», и, конечно, не хочется, чтобы она использовалась для выяснений отношений между определенными структурами. Пожалуй, для уточнения ситуации направлю в исполком депутатский запрос.

Фото управления информационной политики и по связям с общественностью г. Набережные Челны