«А если откажешься, получишь втык»: казанские учителя ждут, когда от них отстанут чиновники

Дарья СУББОТИНА
«А если откажешься, получишь втык»: казанские учителя ждут, когда от них отстанут чиновники

Законопроект о снятии излишней бюрократической нагрузки с учителей внесен в Госдуму РФ. Если его примут, педагоги, с которых сейчас требуют отчеты все кому не лень - от полиции до глав районных администраций, будут отчитываться лишь перед своим непосредственным руководством (согласно перечню Минпроса РФ), причем в электронном виде - с бумагой-то нынче в стране напряженка. «Вечерняя Казань» поинтересовалась у экспертов, облегчит ли готовящееся нововведение труд учителей.

О том, что учителя в России кроме своей непосредственной работы - учить и воспитывать детей - выполняют много другой (к примеру, организуют выборы), известно давно. Из года в год ситуация не меняется, а лишь усугубляется, и периодически сами педагоги пытаются по этому поводу возмущаться. Так, в начале апреля межрегиональный профсоюз «Учитель» разместил в Интернете петицию с требованием к чиновникам «оставить школу в покое».

«Школа стала площадкой, которую различные структуры используют для реализации своих интересов, весьма условно связанных с образовательным процессом.
Педагоги не могут планировать и реализовывать свои цели, когда со стороны администрации школы, региональных и муниципальных органов власти, институтов повышения квалификации и иных организаций регулярно приходят запросы на участие школы в том или ином проекте.
Внешкольная деятельность необходима, как и участие в различных мероприятиях, но она должна быть организована в строгих рамках, которые позволят не нарушать ход основного образовательного процесса», - говорится в петиции, которую подписали почти 50 тысяч человек.

Видимо, глас народа был услышан, и учителей решили освободить если не от участия в «различных мероприятиях», то хотя бы от отчетов об участии. 13 апреля «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект о снятии излишней бюрократической нагрузки с учителей. Он предполагает, что с работников школ будет запрещено требовать отчеты за пределами утвержденного Минпросом РФ перечня.

«Сейчас российская система образования является самой забюрократизированной среди 36 мировых систем - на заполнение планов и отчетов учителя тратят в неделю более 15 рабочих часов из 46. Основной причиной такой нагрузки является отсутствие законодательного ограничения на запрос документации с учителя», - считают авторы законопроекта. По их данным, сегодня учителя вынуждены заполнять не менее 50 видов отчетных документов.

Законопроект также предполагает, что школы смогут полностью перейти на электронный документооборот, не предоставляя никому бумажные версии документов.

- Тема дополнительных нагрузок на учителей и бумажной работы для нас больная, куда мы только не обращались с просьбами уменьшить количество документации, - подтвердил «Вечерней Казани» актуальность проблемы председатель профсоюза работников образования РТ Юрий Прохоров. - К примеру, нужно сводить старшеклассников в военкомат, на кого это возложат? Конечно, на классного руководителя, и потребуют отчет! Или нужно провести «урок здоровья» вне учебной программы. Кто это будет делать? Конечно же, учитель, с последующим отчетом! И за это дополнительно никто не платит. А если откажешься, получишь втык. Если перечень Минпросвещения действительно сделают единственным документом, по которому с учителя можно требовать отчет, нагрузка действительно снизится, потому что учитель совершенно законно сможет отказаться от навязанных мероприятий и дополнительной бумажной работы. В принципе, в этом перечне ничего лишнего, отчитываться только по нему учителям не сложно.

- Идея законопроекта хорошая, но чтобы ее реализовать, чиновникам нужно очень захотеть. Этот закон ведь для них: если они будут им руководствоваться и действительно избавят учителей от дополнительных внешкольных нагрузок и отчетов, это будет большое достижение для школ, - считает директор казанской гимназии № 94 Леонид Мурысин. - Конечно, совсем избежать бумажной работы учителю невозможно. Есть основные отчеты, которые учителя обязаны готовить как предметники, как классные руководители. Что касается дополнительных нагрузок помимо проведения уроков, то из них дополнительно оплачивается только классное руководство. Поскольку любой труд почетен, кроме бесплатного, мы в гимназии сами изыскиваем возможности поощрить педагогов, которые работают с детьми активно, творчески - готовят олимпиадников, проводят конференции, конкурсы. Для этого у нас есть небольшой премиальный фонд. Также стараемся поощрять учителей во время каникул и отпуска путевками в санатории по профсоюзной линии, выдвигаем педагогов на награды.

В Минобрнауки РТ «Вечерней Казани» сообщили, что ключевых документов, которые должны заполнять учителя, по сути, всего четыре: рабочая программа по предмету, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня и личные дела учеников. Именно эти документы содержатся в перечне Минпроса РФ и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования.

- Ведение отчетности, не указанной в перечне, не входит в непосредственные обязанности учителя. Такая работа должна выполняться только с письменного согласия работника, - отметила руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. - Тем не менее в школы продолжают поступать запросы от различных организаций о предоставлении информации. Например, в разгар пандемии ковида со школ регулярно собирали данные, сколько детей болеет, чтобы успеть принять карантинные меры. Если поступивший в Госдуму законопроект примут, такие запросы будут адресовать не школе, а ее учредителю, нагрузка на учителей снизится.