«А вдруг мы на вас кредит оформим?»: «Ак Барс» банк обидел слепую женщину, отказавшись выдавать ей карту для получения пенсии

Регина КИРИЛЛОВА
«А вдруг мы на вас кредит оформим?»: «Ак Барс» банк обидел слепую женщину, отказавшись выдавать ей карту для получения пенсии

На дискриминацию инвалидов со стороны сотрудников «Ак Барс» банка пожаловалась прокурору РТ 54-летняя незрячая жительница Казани Альвина Хамидуллина. Банковские служащие по причине слепоты клиентки отказались выдать ей карточку, на которую женщине должны начислять пенсию: «А вдруг мы на вас кредит оформим? Ведите с собой официального сопровождающего, тогда и получите карту». «Но ведь я дееспособна, какой еще официальный сопровождающий?» - возмущается женщина.

Как рассказала корреспонденту «Вечерней Казани» Альвина Хамидуллина, в отделении «Ак Барс» банка на улице Кремлевской, 6 она побывала 26 марта. Ранее сотрудники банка известили женщину о необходимости переоформить карту, на которую ей начисляют пенсию как инвалиду 1-й группы, в связи с переходом на платежную систему «МИР». Пригласили именно в это отделение.

Однако когда клиентка явилась за новой карточкой, оказалось, что ей не готовы ее выдать. Сотрудники банка решили, что незрячая женщина не может расписаться самостоятельно в документе о получении карты, поскольку не в состоянии его прочитать и не понимает, что она подписывает.

- Я являюсь клиенткой «Ак Барс» банка уже десять лет. Не раз получала там карты, правда, в другом отделении, на улице Декабристов, которое гораздо ближе к дому, и никогда не возникало никаких проблем из-за моей слепоты, - уверяет Альвина Хамидуллина. - И в других банках тоже не считали, что я какая-то проблемная. Все проходило очень просто: сотрудник банка читал вслух документ, затем ставил мой палец туда, где нужно поставить подпись, и я расписывалась. А в этот раз в отделении «Ак Барс» банка на Кремлевской почему-то заявили, что я не могу подписать договор, раз не вижу, что там написано, и что мне нужно было привести с собой некоего «официального сопровождающего», который прочитает мне документы и поможет расписаться. Но я же дееспособна, какие у меня могут быть «официальные сопровождающие»?! И все это ради простейшей процедуры получения карточки?!
Поскольку незрячую женщину сопровождал в банк ее сын, она предложила дать документ ему, чтобы он зачитал его матери и помог расписаться. Этот вариант также не устроил сотрудников банка - узнав, что мужчина является слабовидящим, они ответили, что сопровождающий должен обладать хорошим зрением.

- А вдруг мы на вас кредит оформим? - припугнула клиентку одна из сотрудниц банка.

- Но я же как бы пришла в банк, я же вам доверяю, прочитайте мне, и я подпишу, - растерялась Хамидуллина.

- Банковское дело - оно не на доверии, - заметила на это девушка-оператор.

Весь долгий и неконструктивный разговор Альвины Хамидуллиной с сотрудниками отделения «Ак Барс» банка ее сын Ильнур Хамидуллин (кстати, профессиональный юрист) запечатлел на камеру мобильного телефона. На видео слепая женщина рассказывает, что в других банках есть специальные сотрудники, которые помогают обслужить клиентов-инвалидов: «А у вас есть такой сотрудник?» Она также объясняет, что государство не прикрепляет к незрячим специальных сопровождающих, которые ходили бы с ними по разным инстанциям. В конце концов Хамидуллина предлагает доставить карточку ей на дом. Но и на это получает жесткий отказ: «Карты мы доставляли во время коронавируса тем, кому 65 и выше, а вам нет 65». - «Но зато я инвалид 1-й группы!» Сын женщины тем временем безуспешно просит показать ему документ, в котором бы говорилось про «официальных сопровождающих».

Выход управляющего отделением также не помог разрешить конфликт. Женщину с сыном отправили восвояси и велели приводить «официального сопровождающего».

- Что это за зверь такой, нам в банке внятно так и не смогли объяснить, - разводит руками Ильнур Хамидуллин. - В законах такого понятия нет, якобы оно фигурирует в каком-то их внутреннем документе. Но в итоге маме фактически отказали в обслуживании на основании того, что она инвалид. А это дискриминация. Считаю, что действия банковских служащих нарушили ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» и Конституцию. В банке просто дошли до маразма, прикрываясь какими-то странными доводами: «А если мы на вас кредит оформим?» Вон в Сбербанке операторы просто снимают на камеру весь процесс обслуживания незрячего человека, чтобы потом не было вопросов. Что мешает «Ак Барсу» поступать так же? К слову, Центробанк России еще в 2015 году издал рекомендации для банков по работе со слепыми клиентами, где, наоборот, упростили все процедуры.

Так и не получив заветную карту, Хамидуллины прямиком из отделения банка направились в Прокуратуру РТ, где оставили жалобу на имя главы ведомства Илдуса Нафикова. К слову, написать жалобу им помог сотрудник прокуратуры, который потом зачитал вслух текст и показал, где в документе нужно расписаться. Также Альвина Хамидуллина написала заявление в ОП «Япеева» с просьбой провести проверку в отношении сотрудников «Ак Барс» банка на предмет возможного нарушения ими прав потребителей по причинам, связанным с состоянием здоровья (ст. 14.8 КоАП РФ).

- После отказа выдать мне карту я почувствовала себя крайне униженной, - вздыхает Альвина Хамидуллина. - Когда вернулись домой, плакала, сахар в крови сильно повысился, наверное, из-за стресса.

«ВК» направила запрос в пресс-службу ПАО «Ак Барс» банк с просьбой прокомментировать ситуацию, которая довела до слез инвалида. Ответ мы получили следующий:

«Клиент Хамидуллина А.А. обратилась в офис «Ак Барс» банка 26 марта 2021 года за получением автоматически перевыпущенной карты для получения пенсии. На руках у нее был только паспорт гражданина РФ с факсимильной печатью в графе «подпись». Женщина пояснила, что является инвалидом I группы по зрению.

   В момент ознакомления c анкетой для получения карты клиент сообщила, что не может самостоятельно подписать документы, и попросила сотрудника банка придерживать ее руку на месте подписи.

  Сотрудник банка действовал строго в соответствии с внутренним регламентом и ФЗ 181 ст. 14.1. Он обозначил, что при обслуживании инвалидов по зрению клиентам необходимо предоставить в банк следующие документы:

  1) документ, удостоверяющий личность;

  2) нотариальное свидетельство об удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи, выданное в порядке, установленном законодательством о нотариате;

  3) справку, подтверждающую факт установления инвалидности по зрению и выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

   На это Хамидуллина А.А. сказала, что этих документов у нее нет, и попросила обслужить ее без них. К сожалению, в данном случае обслуживание невозможно. Сотрудник банка посоветовал ей вернуться в банк позже с необходимыми документами. После этого клиент покинул офис.

   «Ак Барс» банк готов приехать к клиенту домой и привезти карту. Однако и в этом случае понадобится предоставить необходимые подтверждающие документы».