«Ага, получишь тут 50 тысяч!»: на казанских автобусах не хотят работать даже мигранты, а власти предлагают горожанам ездить пореже

Дарья СУББОТИНА
«Ага, получишь тут 50 тысяч!»: на казанских автобусах не хотят работать даже мигранты, а власти предлагают горожанам ездить пореже

Сократили автобусные рейсы в вечернее время и увеличили интервалы днем власти Казани, объявив причиной острый дефицит водителей и кондукторов. При этом в мэрии сообщили, что зарплаты у работников общественного автотранспорта вполне приличные: 52 тыс. рублей у водителей и 30 тыс. у кондукторов, но на такие деньги якобы уже не идут даже гастарбайтеры из ближнего зарубежья. Пообщавшись с водителями автобусов, корреспондент «ВК» выяснила, что за 50 тысяч нужно практически жить за рулем, а это мало кому по силам.

На прошлой неделе, когда казанцы с трудом добирались на работу и домой из-за сильных снегопадов и коллапса на дорогах, мэрия огорошила горожан новостью: автобусы теперь будут ходить реже.

«Автотранспортные предприятия Казани испытывают острый дефицит кадров. В настоящее время не хватает 30% работников, или 1209 водителей и кондукторов. Из-за нехватки работников на автотранспортных предприятиях сокращены рейсы общественного транспорта в вечернее время. При этом увеличен дневной интервал движения автобусных маршрутов № 2, 10, 10а, 25, 29, 34, 36, 55, 63, 68, 72, 75, 77, 90», - сообщил городской комитет по транспорту.

Причину кадрового голода чиновники видят в том, что иностранные рабочие, которые уехали на родину в разгар антиковидных ограничительных мер, не вернулись обратно, так как у казанских ПАТП нет возможности повысить им зарплату, а «средняя зарплата водителей по муниципальным унитарным автотранспортным предприятиям Казани за 2020 год составила 52016 рублей».

«Кроме того, из-за сезонных вирусных заболеваний сейчас на больничном находятся 196 сотрудников. По сравнению с январем 2020 года количество заболевших увеличилось в два раза», - отметили также в транспортном комитете, добавив, что сейчас казанские предприятия ищут водителей и кондукторов в других регионах страны. Судя по тому, что в сообщении на сайте мэрии указаны телефоны не только отделов кадров ПАТП, но и Метроэлектротранса, там тоже испытывают кадровый голод. Сколько получают водители и кондукторы трамваев и троллейбусов, не уточняется.

Казанцы отнеслись к информации о 52-тысячной зарплате водителей автобусов с недоверием и скепсисом:

«У меня отец на 45-м маршруте работал, максимум 35 тысяч получал».

Сумму также прокомментировали бывшие и нынешние сотрудники Метроэлектротранса:

«15 за счастье! Относятся как к скоту. Меня хватило на 3 месяца в МУП «Метроэлектротранс»;

«Чтобы такие деньги получить, надо по две смены пахать и ночевать в депо, работать по 10 - 15 дней без выходных, как делают в трампарке. Скоро водителей свои семьи перестанут видеть. Спасибо нашему многоуважаемому товарищу Галявову».

Нашелся и водитель-счастливчик, который подтвердил данные мэрии о зарплате:

«Люди, я лично работаю на 18-м маршруте строго день через день, зарплата 50 - 55».

На вопрос «Вечерней Казани», сколько часов в день нужно работать водителю автобуса, чтобы получить «средние» 52 тыс. рублей в месяц, в мэрии не ответили. Но, помнится, в начале 2019 года, когда власти Казани объявили об очередном повышении тарифов на два рубля, они сообщили, что средняя зарплата водителей по итогам 2018-го (51,6 тыс. рублей) рассчитана с учетом переработки в 40% от норматива.

«При этом в соответствии с приказом Минтранса РФ средняя заработная плата при нормальном балансе рабочего времени должна составлять 69,3 тыс. руб.», - отмечалось в тогдашнем сообщении мэрии.

   Чтобы выяснить, сколько реально получают автобусники, корреспондент «ВК» отправилась на конечную остановку «Ферма-2», где около 11 утра водители задерживаются на перекус.

- Кто вам это сказал? - удивился моему вопросу про 50-тысячную зарплату мужчина среднеазиатской внешности, работающий на автобусе 22-го маршрута.

- Мэрия.

- Ну, если сказали, наверное, получают… Я пока еще ничего не получал, только первый месяц работаю, но столько не обещали.

- Мигранты и сейчас работают, я вот мигрант, но текучка большая, - отметил другой водитель 22-го автобуса. - 50 тысяч в месяц я получал, но для этого надо много часов отработать, в конце месяца смотрят часы, план по билетам и считают зарплату. 50 тысяч у меня получилось, когда в месяц 230 часов набралось - работал через день с раннего утра до одиннадцати вечера. Но 230 часов в месяц - это очень много! Поэтому водители не хотят работать, увольняются. Сам работаю, потому что деваться некуда.

- Ага, получишь тут 50 тысяч! - ухмыльнулся пожилой водитель с 45-го маршрута. - Вот я в том месяце 220 часов набрал, получил 37 тысяч. Работаю через день по 17 - 18 часов. Это разве нормально? А за 50 тысяч, наверное, надо 270 часов откатать, это вообще нереально! Опять же, если план по выручке не сделаем, из зарплаты вычитают. В итоге в среднем выходит 35 - 40 тысяч. Водители приходят, но как только поймут что к чему, уходят. Я бы, может, тоже ушел, но я всю жизнь на автобусе работаю, с 1980 года. Сейчас на пенсии уже, кому я нужен…

Дожевав куриную ножку, водитель вздохнул и отправился на очередной круг.

Напомним, согласно данным, опубликованным на сайте казанской мэрии, среднемесячная зарплата в 2019 году у директора ПАТП № 2 составила 226 тыс. рублей в месяц. А у гендиректора Метроэлектротранса аж 278 тыс. рублей.

В прошлом году в Казани судили сразу двух бывших директоров ПАТП-4. Наиль Садриев, как считает следствие, фиктивно трудоустроил на предприятие с начала 2012 года шесть человек, которые фактически не работали, но получали зарплату.  Айрат Исхаков, который сменил его на посту, тоже принял на работу две «мертвые души», которые получали зарплату, но не работали. Также следствие считает, что он оплачивал из средств предприятия расходы на содержание внедорожника «Лексус», которым пользовался в личных целях.

Фото Павла ПЛАТОВА