«Автобусы стали редко ездить, это же ненормально!»: казанцев возмутило, что общественный транспорт начал исчезать с городских дорог

Рамиль АКБЕРОВ
«Автобусы стали редко ездить, это же ненормально!»: казанцев возмутило, что общественный транспорт начал исчезать с городских дорог

Все чаще жалуются на работу общественного транспорта жители Казани. Мало того что аварии с участием городских автобусов и трамваев происходят довольно регулярно, так еще, говорят горожане, общественного транспорта на дорогах стало меньше, некоторые маршруты невозможно дождаться. Корреспондент «ВК» выслушал жалобы казанцев, которым теперь приходится подолгу стоять на остановках в ожидании автобуса.
 
«Столкнулась с такой проблемой, как отсутствие общественного транспорта в вечернее время, - обратилась в редакцию наша читательница Алсу Фаттахова. - Если в 5 вечера еще можно уехать, то стоит задержаться до восьми - и с вероятностью 99,9% придется идти пешком. «Прогулка» от Калинина до «Ак Барс арены» занимает полтора часа. Но ходить так каждый день - уже издевательство! На такси не накатаешься, стипендия студента в 2,5 тыс. руб. как раз на транспорт и уходит».

По словам читательницы, особенно плохо ходят автобусные маршруты №10, 10а, 35, 35а, 43, 54: «Ради интереса пробовала ездить с пересадкой, но 1, 25, 18, 33, 45-й маршруты тоже не дождаться. Хотя буквально два месяца назад транспорт ходил нормально, по расписанию».

 
И это далеко не первая жалоба на городской транспорт: казанские автобусы и трамваи регулярно попадают в аварии, а их водители и кондукторы - в скандалы. В воскресенье в соцсетях появилось видео, где молодая женщина преградила путь автобусу 89-го маршрута, водитель которого отказался забирать пассажиров с остановки вечером. Сообщалось, что казанцы ждали автобус около часа, но водитель не стал сажать их в салон: заканчивалась смена.
 
«Сколько можно уже людей гнобить? Мы тоже домой хотим, как и вы!» - возмущенно кричала на видео женщина водителю автобуса, перекрыв ему дорогу.
 
Но председатель Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков обвинил героиню ролика в дискредитации работы общественного транспорта. Мало того, Темляков считает, что женщина просто «ловит хайп» на проблеме.
 
Корреспондент «ВК» решил узнать у казанцев на остановках, какие перемены они заметили в работе общественного транспорта.

Полдевятого вечера. Остановка «Ул. Гаврилова» у торгового центра XL. У остановочного павильона в ожидании автобуса толпятся горожане. Одни дожидаются своего маршрута быстро, другие же напряженно всматриваются в указатель электронного табло. Судя по нему, некоторые маршруты (например, № 45) даже в вечернее время долго ждать не приходится. А другие автобусы (маршруты № 33, 35а) останавливаются здесь редко.

- Да, реже стал транспорт ездить, интервалы между рейсами увеличились, - жалуется мне стоящий на остановке мужчина средних лет Андрей. - Такое в городе происходит уже месяц-полтора. Долго приходится ждать автобус № 31 и 54, троллейбусы № 3 и 5. Интервал увеличился в среднем минут на десять. Тот же 54-й автобус вечером приходится ждать по полчаса. С чем это связано, не знаю. Говорят, что одна из причин - отъезд мигрантов из-за пандемии коронавируса.

Практические все опрошенные говорят об уменьшении количества рейсов на маршрутах. Причем особенно это заметно вечером и в выходные дни.

- В субботу и воскресенье интервалы особенно длинные, - вздыхает Маргарита Тигина. - Очень редко стал ездить автобус 75-го маршрута, приходится его по полчаса ждать, это же ненормально! Заметила, что все автобусы стали редко ездить. И это началось в этом году.

Порой из-за задержек транспорта ожидание на остановке занимает больше времени, чем поездка на другой конец города.

- Автобусы плохо стали ездить. Посмотрите на табло: автобус маршрута № 33 приедет через двадцать пять минут, а маршрут № 46 - через двадцать. Вечером в воскресенье 46-й автобус ждала сорок минут! Я из Васильево до Казани быстрее добираюсь, а тут, чтобы до парка Победы добраться, столько приходится автобус ждать! - жалуется Ирина.

В это же время, судя по данным сервиса «Яндекс. Карты», задержки транспорта были и в других точках города. Так, на остановке «Больница № 7» автобус 45-го маршрута пришлось бы ждать в лучшем случае 24 минуты. А автобусные маршруты № 40, 54 и 62 в девять часов вечера на остановке уже не дождаться.



Редактор телеграм-канала «Казан Урбанчы» Дмитрий Сагдеев считает, что сокращение количества автобусных рейсов в городе связано с финансовыми проблемами перевозчиков - увеличивающиеся издержки не позволяют АТП адекватно индексировать зарплаты работников, что приводит к оттоку кадров, водители уходят работать в такси или грузоперевозки, где зарплаты выше. При этом перевозки общественным транспортом находятся на самоокупаемости.

- А действительно, где взять деньги? Мой рецепт очень простой, но довольно болезненный для татарстанского самолюбия: перестать строить метро. Наверное, для большинства казанцев такое предложение будет воистину шоком, ведь метро - это самый стабильный и быстрый транспорт. Да, но только в случае, если у вас есть много-много денег для его строительства и содержания либо есть очень большие пассажиропотоки, которые бы более или менее окупали его содержание. А у нас и денег, как видите, не очень, и народу в метро ездит всего 96 тысяч в будний день. Для метро этого мало. За прошлый год МУП «Метроэлектротранс» задекларировало убыток в 1 миллиард рублей, причем большая часть этого убытка - это как раз таки перевозки метрополитеном. Эти убытки компенсируются из городского и республиканского бюджетов. Также республика каждый год тратит порядка миллиарда рублей на строительство второй линии. Даже после того, как эти несчастные четыре станции запустят, этот маленький отрезок ничего не решит. Точнее, решит, но только проблему бесплатной пересадки, которую можно организовать уже сейчас с Дубравной на дублирующие вторую линию три троллейбусных маршрута. А эти четыре станции после запуска будут кушать из бюджета еще несколько сотен миллионов только на обслуживание. С моей точки зрения, нужно перестать закапывать каждый год по миллиарду в землю, остановить стройку второй линии метро и направлять этот миллиард в год на развитие общественного транспорта в Татарстане. Поверьте, этого достаточно, чтобы организовать нормальные перевозки как минимум в Казани и Набережных Челнах, - считает Сагдеев. 

С вопросом о причинах уменьшения количества автобусных рейсов в городе корреспондент «ВК» обратился в Ассоциацию АТП РТ, но на данный момент ответ от них не поступил.