Автовладельцам в Татарстане предлагают деньги за переход с бензина на метан

Инна СЕРОВА
Автовладельцам в Татарстане предлагают деньги за переход с бензина на метан

Татарстанцам обещают заплатить за то, что они переведут свои автомобили с бензина или дизельного топлива на более дешевое и экологичное газовое. Но с оговорками: из бюджета возместят лишь часть затрат и только тем, кто будет использовать в качестве топлива метан, при этом произведет установку соответствующего оборудования не ранее 1 марта и в строго определенных фирмах.

Порядок предоставления субсидий автомобилистам за переход на газомоторное топливо Кабмин РТ утвердил 12 февраля. Он не предусматривает различий между автовладельцами: будь ты юридическим лицом, физическим или индивидуальным предпринимателем — все равно можешь претендовать на субсидию. Деньги обещают выплатить постфактум: в размере 30% стоимости переоборудования, но не более 27 тысяч рублей - для легковушек; 25% стоимости, но не более 40 тыс. рублей - для легких грузовиков типа «Газели» и 20% стоимости, но не более 76 тыс. рублей - для автомобилей грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн.

Принимать заявления и другие документы от желающих получить субсидии будет ГКУ «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан». Как пояснил «Вечерней Казани» ведущий консультант Минэкономики РТ Инсар Сагитов, цель проекта - способствовать улучшению экологии за счет снижения вредных выбросов в атмосферу...

Корреспондент «ВК» поинтересовалась, в какую сумму обойдется сегодня переход на метан владельцу бюджетной легковушки и удастся ли ему сэкономить, выбрав более экологичное топливо.

К примеру, в компании «Шанс», которая занимается переоборудованием  автомобилей «под газ», сообщили, что переделка достаточно популярного в Казани «Хенде-Соляриса» под заправку метаном выльется в 61 тыс. рублей, но зато под пропан  - вдвое дешевле. И предупредили, что газозаправок, где есть метан, в Казани и пригородах куда меньше тех, где заправляют пропаном-бутаном.

Похоже, это и стало косвенной причиной неожиданной щедрости татарстанского правительства: постановление кабмина №90 о субсидиях автовладельцам издано во исполнение принятой три года назад госпрограммы РТ «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы». Ориентирована она на интересы поставщика газомоторного топлива в республике - ООО «Газпром трансгаз Казань». Суммарная производительность сети его газозаправок в Татарстане на момент принятия госпрограммы составляла 200 тыс. кубометров газа в сутки, а загрузка заправок - в среднем лишь 14 процентов от проектной мощности — как сказано в программе, «по причине малого количества газобаллонных автомобилей в республике». А на 2014 - 2018 годы было запланировано строительство еще почти сотни газозаправок...

На первом этапе реализации госпрограммы акцент был сделан на перевод на газомоторное топливо грузового и общественного транспорта, а теперь, на втором, дело дошло и до личного. В 2016-м предполагается довести объем реализации метана на газозаправках до 114 млн кубометров и стимулировать из бюджета переоборудование 1,5 тыс. автомобилей, принадлежащих физлицам и индивидуальным предпринимателям. При этом компенсации будут выплачивать не всем, а только тем, кто произвел переоборудование автомобилей в пунктах техобслуживания, которые заключат партнерские соглашения с ООО «Газпром газомоторное топливо».

Предполагается, что общая сумма субсидий составит 75 млн рублей, а собственники автомобилей при этом вложат в их переоборудование 300 млн.

Что касается вредных выбросов в атмосферу, то в госпрограмме запланировано обеспечивать их ежегодное снижение более чем на 1 тыс. тонн, а конкретно в 2016 году — на 0,72 тыс. тонн.

Тем временем татарстанские автовладельцы, прикидывая, стоит ли им переходить с бензина на газ, думают, конечно, прежде всего не об экологии, а о собственном кармане.

- Мне нет смысла переходить на газ, поскольку переделку, даже с учетом субсидии, я окуплю не скоро, да и вообще вопрос, окуплю ли, - заявил корреспонденту «Вечерней Казани» региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Рамиль Хайруллин. - Я езжу немного - с работы, на работу и на дачу. Вот у таксистов, мы со знакомыми прикидывали, переоборудование окупится за год. Но это если цены на газ не подскочат. А никто сегодня такой гарантии не даст…

Еще один фактор — чем больше газовый баллон (который занимает в легковушке часть багажника), тем больше километров автомобиль способен пройти от заправки до заправки, но при этом и груза на борт он берет меньше, а, к примеру, для дачников это очень большой минус.

Из десятка опрошенных корреспондентом «ВК» знакомых автовладельцев только двое высказались за переход на газ. Остальные  опасаются, что такой автомобиль будет труднее, чем обычный, продать, а «неродное» для бензинового двигателя топливо приведет к его ускоренному износу.

- У газа более высокая температура горения, чем у бензина, и при высоких оборотах это разрушительно действует на двигатель, - подтвердил обоснованность таких сомнений автомеханик Рашид Рахманкулов. - Хотя в самых современных газовых системах, четвертого поколения, этот недостаток практически устранен, потому что там при высоких нагрузках двигатель автоматически переключается на бензин. Но и экономия при этом, сами понимаете, уже не такая… Я этот вопрос детально изучал, хотел перевести на газ свою машину, но потом отказался.