Айдар Ахметов: "Сам Шаймиев предлагал нам это..."

Айсылу КАДЫРОВА
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

Возобновил сотрудничество с балетной труппой театра им. Мусы Джалиля москвич Айдар Ахметов. Но уже не как танцовщик, а как приглашенный педагог, репетитор и продюсер. Об этом он рассказал корреспонденту "ВК" в свой последний приезд в Казань.

- Два года назад я танцевал в Красноярске Солора в "Баядерке". Это был мой последний спектакль: сорвал "ахилл". Балет - искусство молодых, а мне сейчас уже 44 года. Если бы я сорвал "ахилл" в 25 лет, восстановился и снова бы танцевал. Кстати, это моя единственная травма за 22-летнюю карьеру...

* * *
Я, как танцовщик, был очень востребован: в год по 150 спектаклей получалось - за пределами России в основном. Впервые за границей я побывал в 15 лет: нам, студентам Московской академии хореографии, устроили гастроли в Японии. Эта поездка перевернула меня! До нее я был круглым отличником, комсомольским активистом. Вернувшись, стал заниматься только хореографическими дисциплинами - только профессией.

* * *
 У меня было семь конкурсов. В Люксембурге я взял Гран-при, в Италии и Венгрии - "золото", в Нью-Йорке, Париже, Хельсинки и Осаке - "серебро".
На парижский конкурс мы с моей партнершей Анной Дорош поехали в 1990 году одни - без педагогов, продюсеров, массажистов... Хлопотать за нас было некому. Никогда не забуду: репетируем с Дорош, к нам подходит Рудольф Нуриев. "Татарин?" - спрашивает меня. Я кивнул. "Помогу!" - пообещал он. И помогал! Репетировал с нами. Крайне эмоционально репетировал - кидался стульями, термосом. Ругался матом по-русски...
Мы взяли "серебро". "Золото" взяла пара из Петербурга - Юлия Махалина и Игорь Зеленский. А председателем жюри конкурса был Олег Виноградов, который тогда руководил балетной труппой театра, где танцевали Зеленский с Махалиной...
 Последний раз Нуриева я видел в Казани в 1992 году. Он приезжал на фестиваль балета и дирижировал "Щелкунчиком". На следующий день после "Щелкунчика" мы с Лилией Мусаваровой, моей женой, танцевали "Жизель"...

* * *
 У меня была возможность остаться жить и работать в Казани. Сам президент Шаймиев в 90-е годы предлагал нам это с Лилей. Но мы решили поездить по миру. Это решение было правильным: набрали репертуар, наработали уникальный опыт, сотрудничая с Венгерской национальной оперой, Национальным балетом Канады, Королевским балетом Новой Зеландии... Если бы я танцевал только в Казани, мой профессиональный и жизненный опыт был бы беднее.
С Лилей мы гастролировали как сумасшедшие. Потом ее стали преследовать травмы: порвала крестообразную связку на правом колене, восстановилась, потом мениск полетел, восстановилась, потом другой... Сейчас она занимается нашими детьми, у нас две дочери. Старшей - одиннадцать лет, она поет в детском хоре музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, учится в музыкальной школе. А младшей два года. Старшая не захотела заниматься балетом, я не переубеждал. Сегодня лучшее хореографическое образование, на мой взгляд, можно получить только за пределами Москвы: в Петербурге - в Вагановской академии и в школе Парижской оперы (куда иностранцев не принимают)...

* * *
 Давать классы артистам балета и репетировать с ними - этому я нигде специально не учился. Знаю на примере других: отличные уроки дает человек, очень полезные, а стоит ему выучиться на балетмейстера - скукотища, а не уроки! Но я реализуюсь теперь не только в балетной педагогике. Меня очень увлекает продюсирование. У меня своя продюсерская фирма: организовываю гастроли оркестрам и звездам балета. Кто сегодня в России звезды балета мирового масштаба? Петербуржцы. Диана Вишнева, конечно. Виктория Терешкина. Это балерины экстра-класса. Екатерина Осмолкина мне очень нравится. Олеся Новикова. Леонид Сарафанов, Денис Матвиенко. Да-да, я знаю, что Матвиенко стал художественным руководителем балетной труппы Национальной оперы Украины, но он еще танцует. И блистательно. В изумительной форме и Фарух Рузиматов - в январе в Японии "Корсар" танцевал, весь спектакль. Потом, правда, два дня ходить не мог... Он приедет в Казань на Нуриевский фестиваль, кстати сказать.
 А если говорить о совсем молодых... Советую запомнить имя: Виктор Лебедев. Выпускник Вагановской академии, потрясающий. Его хотела закупить - небывалый случай! - Парижская опера. Но перекупил Кехман - директор Михайловского театра в Петербурге.

* * *
 Из Насти Волочковой могла бы получиться замечательная классическая балерина, но... Зато она человек очень хороший. У меня был случай: вез звезд русского балета в Сочи, в программе гастролей - гала-концерт и "Кармен-сюита" с Ульяной Лопаткиной. Лопаткина заранее забирает гонорар, но билеты на нее очень плохо расходятся. Думаем отменить "Кармен-сюиту". Ульяна согласна не танцевать, но уже не может вернуть гонорар. Тогда я предлагаю станцевать "Кармен-сюиту" Волочковой. Настя, понимая, что может нас выручить, сразу же прилетает в Сочи, билеты "на Волочкову" расходятся за два часа... Честно говоря, Волочкова намного лучше танцует Кармен, чем Лопаткина. Ульяна "холодная"...