Банки в Татарстане лопаются, как мыльные пузыри

Марина ЮДКЕВИЧ
Банки в Татарстане лопаются, как мыльные пузыри

Сегодня Центробанк России сообщил об отзыве лицензии у одной из старейших банковских организаций республики - Татагропромбанка (ТАПБ). Этот банк, принадлежавший к «империи Мусина», - уже четвертый в Татарстане, на котором поставлен крест с начала этого года.

Агентство по страхованию вкладов оповестило, что выплаты вкладчикам ТАПБ начнутся не позднее 19 апреля. С выбором банков-операторов этой процедуры АСВ намерено определиться уже на следующей неделе.

Вклады физлиц составляют около 65 процентов всех обязательств ТАПБ. Их общий объем в марте составлял 1,76 млрд рублей (по сравнению с февралем зафиксирован отток вкладов более чем на 6 процентов). По этому показателю этот банк - на 12-м месте из 16 татарстанских. Для сравнения: в Татфондбанке общая сумма денег вкладчиков (включая так называемых «превышенцев») составляла порядка 77 миллиардов.

Решение об отзыве лицензии принято в связи с полной утратой Татагропромбанком капитала, говорится в пресс-релизе Банка России. При этом разъясняется, вследствие чего произошла утрата: «ООО «Татагропромбанк» проводило операции, направленные на финансирование кредитных организаций, входящих в неформальную банковскую группу, возглавляемую ПАО «Татфондбанк». Вследствие доформирования резервов по обязательствам ПАО «Татфондбанк» и ПАО «ИнтехБанк» в связи с отзывом у них лицензий... капитал банка приобрел отрицательное значение порядка 0,6 млрд рублей».

Судя по этому объяснению, Татагропромбанк окончательно «ушел в минус» в результате попытки спасти две более значимые кредитные организации. Саму эту самоубийственную попытку нельзя счесть удивительной. Ведь основным собственником ТАПБ  является аффилированное с Татфондбанком ООО «Новая нефтехимия» (ему, по состоянию на середину марта, принадлежала доля ТАПБ в 46,6 процента), которое через кипрский офшор «Панмир Сервисез Лимитед» контролирует Роберт Мусин и которое, по сути, являлось центром управления «банковской империи Мусина». К тому же Татагропромбанк держал в Татфондбанке порядка 12 процентов своих активов. 

Существенное ухудшение ситуации в ТАПБ, как и в ТФБ, было отмечено в декабре 2016-го. Сам банк признавал факт оттока вкладов, впрочем, называя его «незначительным», а рейтинговое агентство RAEX понизило рейтинг его кредитоспособности. Вероятность своевременного выполнения ТАПБ своих текущих финансовых обязательств с «умеренной» была переоценена на «невысокую» с дальнейшим негативным прогнозом... 

Центробанк РФ сегодня напомнил, что он неоднократно применял в отношении Татагропромбанка «меры воздействия, включая ограничения на привлечение вкладов населения». И сообщил, что к прочим прегрешениям ТАПБ относится еще и «несоблюдение требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при представлении информации в уполномоченный орган».

Несмотря на крах, на главной странице сайта Татагропромбанка по-прежнему висит единственная «информация для клиентов» от 15 марта - оптимистичная: «Уставный капитал увеличен до 737 258 115 руб. 91 коп»... Добавку в размере 300,2 млн рублей внесла 10 марта все та же «Новая нефтехимия». Но спасти банк, минус в капитале которого составлял 600 миллионов, это уже не могло.

Жертвой отзыва лицензии у ТАПБ, похоже, падет один из самых амбициозных и имиджевых финансовых проектов Татарстана - проект развития исламского банкинга. Созданный с этой целью Центр партнерского банкинга был в апреле 2016-го зарегистрирован Центробанком в форме филиала Татагропромбанка (тогда же в состав его совета директоров был введен советник муфтия РТ Ришат Хамидуллин). Соответственно, самостоятельной банковской лицензии он не имеет, и крах ТАПБ означает конец и этого начинания...