«Будет отговаривать ходить на митинги?»: казанские педагоги и родители раскритиковали идею приставить к директорам школ советников по воспитанию

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Будет отговаривать ходить на митинги?»: казанские педагоги и родители раскритиковали идею приставить к директорам школ советников по воспитанию

После прокатившихся по стране несанкционированных митингов, на которые в том числе вышли и подростки, в Минпросвещения РФ предложили усилить воспитательную работу в школах. А именно - приставить к директорам советников по воспитанию, которые помимо прочего будут проводить с учащимися политбеседы. В Казани родительское сообщество раскритиковало инициативу, назвав ее очередной имитацией бурной деятельности. Представители педагогической общественности тоже недоумевают: зачем придумывать новые должности каких-то советников, если в школах не хватает психологов, социальных педагогов, которые и должны заниматься социализацией детей?

«Плохо мы еще воспитываем нашу молодежь...»

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, выступая в Совете Федерации после прокатившейся по стране первой волны митингов, подобно герою известного фильма, выразил озабоченность: «Недавние события показали нам, что тема воспитания, о которой мы в последнее время много говорим, очень важна». И объявил, что к 2022 году в регионах пройдут конкурсы на должность советников директоров школ по воспитанию и работе с детскими объединениями. Для начала проект под названием «Навигаторы детства» обкатают в десяти пилотных регионах.

Как сообщили СМИ, за проект отвечает Российское движение школьников, которое курирует администрация президента. По словам исполнительного директора РДШ Ирины Плещевой, в обязанности советников войдет организация школьных массовых «активностей», знакомство детей с существующими детскими организациями, разговоры о политике. Советник также должен уметь общаться на языке подростков, знать популярные мемы.   

На должность советника могут претендовать педагоги и старшекурсники педвузов. Новобранцы пройдут обучение в «Артеке», а после назначения будут ежемесячно получать федеральную надбавку в размере 15 тысяч рублей.

Однако идея минпроса вызвала критику не только со стороны общественности, но и властей. Так, спикер Совфеда Валентина Матвиенко назвала ее «поверхностной и неправильной».

Известный российский психолог Людмила Петрановская и вовсе называет инициативу смешной: «Не представляю, какая у них цель: чтобы отговаривали ходить на митинги или чтобы поучал? В любом случае среднестатистический школьник, который интересуется общественно-политическими вопросами, умнее гипотетических людей, придумавших это. Дети в любом случае придумают, как их обстебать».

А в соцсетях проводят аналогии с уроками политинформации в советских школах и иронизируют: «Будет советовать не ходить на митинги?»

«Политбеседы для галочки?»
 
- По-моему, это имитация воспитательной работы, - прокомментировала «Вечерней Казани» инициативу с советниками активист движения «Родительское сообщество Татарстана» Рая Демидова. - Это как пытаться потушить пожар в отдельно взятой комнате силами одного пожарного в тот момент, когда полыхает все здание. При этом здание не оснащено противопожарной системой, так как на ней экономят не первый год. Честно говоря, все эти заявления то об идеологических советниках, то о ежемесячных всероссийских родительских собраниях даже смех уже не вызывают, одно раздражение.

- Эта идея не сработает и будет только хуже, - уверен главред казанского студенческого интернет-журнала «Ветер» Леонид Спирин.

- Митинги в поддержку Навального в очередной раз указали на развал в нашей стране таких социальных институтов, как, например, организация бесплатного внешкольного досуга детей, - считает заслуженный учитель РФ и РТ, бывший директор казанской гимназии № 7 Любовь Кочнева. - Кружки и секции в центрах детского творчества, домах культуры, спорткомплексах, как правило, работают с детьми за деньги.  В этом смысле у моего послевоенного поколения было счастливое детство, да, жили мы тяжело, но перед нами, детьми, были открыты двери в любой Дворец пионеров, ходи по кружкам, выбирай, чем хочешь заниматься - авиамоделированием или танцами… Второй потерянный институт, на мой взгляд, - традиции семейного воспитания. Родители тех подростков, которые сейчас вышли на уличные акции, - это «брошенное» поколение, которое само выросло без идей, они уже не застали пионерии и комсомола. А сегодня все вдруг заговорили, что такие организации, оказывается, нужны… Зачем назначать каких-то советников из числа неопытных студентов педвузов или так называемых менеджеров образования, которых готовят на полугодичных курсах, если в наших школах сейчас не хватает психологов и социальных педагогов, которые как раз и должны заниматься социализацией детей? Есть в школах и ставки педагогов-организаторов. Но нет желающих их взять, потому что зарплата мизерная и педстаж не идет...  Да и что сможет один советник-идеолог в школе, в которой учится тысяча детей? В лучшем случае - встретиться с каждым классом два раза в год. Что это даст? Политбеседы для галочки? На мой взгляд, идея с советниками - ошибочная, они вообще ничего не изменят. Одно название проекта чего стоит - «Навигаторы детства», как будто о бездушных машинах сказано.

«Отвлечь детей от каких-то политических мыслей»

Однако есть и те, кто в восторге от нового проекта. Уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец считает инициативу весьма полезной и нужной.

«И здорово, что данная должность вводится, и хорошо, что мы наконец-то возвращаемся к основам, потому что в советской системе, например, воспитание стояло на равных с подготовкой знаний», - сказала Волынец в эфире радио «Звезда».

По ее мнению, советники должны и смогут увлечь детей: «Через вовлечение детей не только в жизнь класса, но и школы, а может быть, и внешкольную жизнь на уровне города, региона мы можем детей не только отвлечь от каких-то политических мыслей, но сможем их направить на позитивный лад, конструктивный, помочь им самореализоваться, понять вообще, в какой сфере деятельности этот ребенок будет наиболее эффективным, что ему больше нравится, и сделать все, чтобы он смог стать полноценным, эффективным гражданином своей страны».