«Цензура и мракобесие»: казанские интеллектуалы раскритиковали попытку государства «зарегулировать» просветительскую деятельность

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Цензура и мракобесие»: казанские интеллектуалы раскритиковали попытку государства «зарегулировать» просветительскую деятельность

Резкую критику научной и культурной общественности Казани вызвал рассматриваемый в Госдуме законопроект о контроле за просветительской деятельностью (под это определение попадают публичные лекции, мастер-классы и даже творческие встречи, в том числе в Интернете). Интеллектуалы уверены, что введение лицензирования просветительских проектов и требование согласовывать содержание лекций с госорганами - не что иное, как мракобесие и попытка насадить цензуру даже на ниве науки.  

На днях Госдума приняла во втором чтении проект поправок в закон «Об образовании в РФ», которые закрепляют в нем понятие просветительской деятельности и наделяют органы власти полномочиями по определению порядка ведения такой деятельности и контролю за ней. В частности, поправки делают обязательной государственную проверку просветительских программ (за рамками образовательных) с целью защиты граждан РФ от «антироссийской пропаганды» под видом культурных и научных мероприятий. Предполагается, что для проведения таких мероприятий нужно будет получать лицензию. Кроме того, в случае принятия поправок вузам и образовательным центрам придется согласовывать с профильными министерствами свои международные договоры, чтобы защитить учащихся от «негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс». 

Еще в начале года против этого законопроекта выступили многие известные ученые и просветители. К примеру, петиция астрофизика и доктора физико-математических наук Сергея Попова, адресованная Госдуме, собрала уже более 230 тыс. подписей.

«Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т. п. Мы требуем отозвать поправки к закону, учесть голос просветительского сообщества и миллионов россиян, составляющих аудиторию научно-популярных лекций и фестивалей. Законы должны помогать просвещению, а не мешать ему!» - написал Попов. 

Его поддержал известный автор лекций о космосе Александр Хохлов:  

«За второе десятилетие XXI века просветительство в России сделало большой шаг. Появилось множество лекториев, фестивалей науки, музейных просветительских проектов, научно-популярные подкасты, паблики в социальных сетях и YouTube-каналы. Ученые, инженеры и учителя, часто самостоятельно, освоили для себя дополнительную профессию или хобби - популяризацию науки и техники, заполнив тот вакуум, что не был интересен государству и коммерческим организациям. Это был сложный и большой путь, но теперь государство очнулось и решило зарегулировать и эту делянку, не понимая того, как долго и мучительно наполнялась она всходами без должной питательной поддержки… В законопроект вписали борьбу с экстремистской деятельностью на научно-популярных лекциях, хотя для этого есть отдельный закон». 

Свое «нет» законопроекту сказал также президиум РАН. Против «регламентации просветительской деятельности» выступил и сооснователь сообщества «Диссернет», доктор биологических наук Михаил Гельфанд. Он - один из авторов декларации, в которой ученые и научпоп-блогеры заявили, что не будут согласовывать тексты своих выступлений и презентаций в случае принятия закона. 

«Налицо попытка государства взять под контроль свободу распространения знаний. У нас нет сомнений в том, что принятие законопроекта № 1057895-7 крайне негативно скажется на развитии науки, культуры и технологий в нашей стране», - говорится в письме, под которым 1700 подписей. 

Среди подписавших декларацию - профессор кафедры физики молекулярных систем института физики КФУ Наиль Фаткуллин.

 - Получается, что если я, доктор наук, опубликовавший десятки научных статей, решу пойти в школу, чтобы рассказать детям о последних открытиях в физике, то должен буду с кем-то согласовывать свое выступление? С кем, простите? У этого чиновника научные степени есть? Это же полный абсурд! - высказал свою позицию «Вечерней Казани» Фаткуллин. - На мой взгляд, мы наблюдаем очередное бессмысленное законотворчество, имитацию заботы о национальных интересах с элементом крепостничества. Фактически законопроект сводится к одному: «Самим лишний раз рот не открывать, зачитывать только по бумажке». Что это, как не цензура и мракобесие? Кроме того, я убежден, что в реальной жизни этот закон работать не будет, потому что он невыполним. Каждую лекцию, каждое выступление на конференции согласовывать? Представляете, какое количество бумаг посыплется на министерства? Да они там сдохнут! У них людей не хватит, чтобы это все прочесть. На мой взгляд, этот репрессивный закон придуман лишь для того, чтобы каждый образованный свободомыслящий человек постоянно помнил, что к нему в любой момент могут применить меры воздействия. 

- Этот закон направлен не на поддержку просветительского процесса, который зачастую движется энтузиастами-интеллектуалами, а на его «зарегулирование», - считает театральный критик, куратор спецпроектов Татарского академического театра им. Камала и арт-директор Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» Нияз Игламов. - К примеру, на наш форум «Науруз» мы часто приглашаем иностранных мастеров сцены, чтобы участники фестиваля и студенты могли научиться у них новому. Как известно, программы наших театральных вузов отстают от трендов современного театра. Если каждый мастер-класс иностранцев и даже известных российских театральных деятелей придется согласовывать, боюсь, научно-практический аспект фестиваля быстро схлопнется.

 С тревогой следят за ситуацией вокруг законопроекта и в казанском центре современной культуры «Смена», который завоевал любовь определенной части горожан благодаря интересным фестивалям, выставкам, лекциям. 

 - Любое согласование, как известно, требует ресурсов, - заметил в разговоре с корреспондентом «ВК» руководитель «Смены» Роберт Хасанов. - Сейчас большинство просветительских проектов, которые мы реализуем, - это, скажем так, гуманитарная история. Прибыли они нам не приносят. Если примут поправки, возможно, придется сократить количество паблик-токов. Нам проще будет вообще отказаться от них, чем платить штрафы за отсутствие лицензий. 

 По словам Хасанова, похожая ситуация была, когда приняли закон о прокатном удостоверении на фильмы: 

- У большинства дебютантов кино и авторов документальных картин просто нет средств на покупку такого удостоверения. В итоге мы стали реже устраивать кинопоказы, остались почти без «документалки».