"Чем дольше ты живешь на свете, тем тяжелее быть в балете"

Айсылу КАДЫРОВА
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

Премьер театра им. Мусы Джалиля Артем Белов - один из самых заметных и интересных казанских танцовщиков. Спектакли с его участием - редкая для зрителей возможность увидеть и понять, что же это такое - танцевать увлеченно, быть на сцене убедительным и притягательным.

Белов - выпускник Казанского хореографического училища, в театре имени Джалиля работает уже семнадцатый сезон. В 2001 году стал лауреатом Международного конкурса артистов балета в Казани и обладателем специального приза Фонда Рудольфа Нуриева, годом позже - обладателем серебряной медали международного конкурса "Арабеск" в Перми и (в паре с Екатериной Бортяковой) приза Владимира Васильева и Екатерины Максимовой "Лучший дуэт".

Любопытная подробность: именно с Васильевым и Максимовой Артем Белов впервые вышел на сцену театра имени Джалиля. Это было в 1988 году, в Казани впервые поставили балет "Анюта" на музыку Валерия Гаврилина, на один из премьерных спектаклей приехали Васильев (автор хореографического текста балета и исполнитель партии Петра Леонтьевича) и Максимова (легендарная балерина танцевала заглавную роль). А Артема Белова, тогда способного второклассника хореографического отделения Казанского музыкального училища, утвердили на роль одного из младших братьев Анюты...

- Это было 24 года назад! - вспоминает Артем Белов. - Конечно же, я знал, кто такие Васильев и Максимова. Но величие этих артистов, их уникальность я тогда не осознавал...

Я второе поколение профессиональных танцовщиков в нашей семье: "свои" хореографические коллективы были в Казани и у мамы, и у папы. Родители заметили, что я очень люблю танцевать, и стали включать меня в концертные программы, едва мне исполнилось три года. Можно сказать, что я с раннего детства полюбил сцену. Сцену, аплодисменты, цветы... А то, что труд танцовщика неимоверно, титанически тяжелый, осознал намного позднее.

* * *
Великий Игорь Моисеев говорил: "Чем дольше ты живешь на свете, тем тяжелее быть в балете". От нагрузок и травм организм изнашивается: далеко не случайно, что после двадцати лет работы артисты балета выходят на пенсию. От травм не застрахован никто. У меня, например, от систематической перегрузки мышц голени случилось двустороннее воспаление надкостницы. Конечно, стараюсь остановить этот процесс. Боль заглушается на какое-то время... Преданность профессии оказывается сильнее: выхожу на сцену, стараясь не думать о боли. Забываю про нее.
* * *
Да, я рыжеволосый. Не могу сказать, что это с детства травмировало меня или, наоборот, заставляло чувствовать себя особенным. Нет. Но для артиста балета рыжие кудри - это не всегда уместно, скажем так. Такая голова не ко всем классическим партиям подходит. Да и сценический свет придает моим волосам еще более огненный оттенок. Поэтому для меня это уже в порядке вещей - перед выходом на сцену "приглушать" цвет волос специальными косметическими средствами...
* * *
Я танцевал со многими балеринами. Выделять никого не стану. Профессия танцовщика предполагает постоянную учебу. И я у каждой своей партнерши чему-то обязательно учился и учусь, всем им благодарен. Для меня как для партнера самое главное - чтобы балерине со мной было удобно, комфортно, надежно.
* * *
В этот раз на Нуриевском фестивале я буду танцевать Батисту в "Спартаке", Ганса в "Жизели", Бирбанто в "Корсаре"... Это партии второго плана - на главные партии по сложившейся уже традиции в фестивальные спектакли приглашаются "новые имена". Чей дебют я жду с нетерпением? Вы знаете, меня очень тяжело удивить. Огромным шагом или высоким прыжком, к примеру, меня не удивить. Обилием трюков - тоже. Для меня главное - чтобы танец артиста вызывал отклик в моей душе. Меня поражает, когда это случается. Это всегда незабываемо...
* * *
Я, кстати, защитил диплом педагога-балетмейстера. Не уверен, займусь ли по завершении танцевальной карьеры педагогической деятельностью. У меня был такой опыт - готовил Михаила Тимаева к XI Международному конкурсу артистов балета и хореографов в Москве. Миша завоевал "бронзу"...
 Педагогика - это, конечно, очень интересно. Но ответственность очень большая. И для того чтобы быть хорошим педагогом, нужно изначально быть хорошим психологом...
Знаете, несмотря на то что пенсия у меня не за горами, я - не по балетным меркам - еще достаточно молод. Если не смогу потом реализоваться как педагог, то... Я не боюсь никакой работы. Любой труд благороден. Я - муж, я - отец. И я не имею права опускать руки, вешать нос...
* * *
Моя супруга Ольга Алексеева тоже танцует в нашем театре. У нас дочь, Настенька. Недавно наша дочка дебютировала на сцене: вышла с ансамблем миманса в балете "Шурале", заработала свой первый гонорар - 200 рублей. На что потратили? Купили Насте новые пазлы... Нет, я не хочу, чтобы она продолжала династию профессиональных танцовщиков Беловых. Это тяжелый, очень тяжелый труд...
* * *
У меня есть любимая семья, любимая работа. Есть коллеги. Есть приятели. Друзей нет. Раньше были... Я уже не стараюсь переубедить себя, что люблю одиночество. Я правда люблю одиночество, оно меня совершенно не пугает...