«Черный понедельник» на транспорте в Казани: у кондукторов не сканируются QR-коды, а пассажиры пустили в ход кулаки и газовые баллончики

ВК
«Черный понедельник» на транспорте в Казани: у кондукторов не сканируются QR-коды, а пассажиры пустили в ход кулаки и газовые баллончики

Вставшие трамваи, возмущенные «бескуарники», которые не смогли доехать до работы, и кондукторы на грани нервного срыва стали приметой сегодняшнего утра в Казани. Корреспонденты «ВК» тоже испытали на себе, как работает система проверки QR-кодов на общественном транспорте: один поехал с кодом, другая - без него.

КАМЕРА ПЛОХО ФОКУСИРУЕТСЯ

47-й автобусный маршрут пользуется одинаковой популярностью у студентов, которые живут в Деревне Универсиады, и у пенсионеров из окрестных домов. Те и другие едут с «края географии» в центр города. Обычно в утренний час пик на остановке «Деревня Универсиады» собирается толпа, которая как селедки в бочку набивается в 47-й автобус. Но сегодня в девятом часу корреспондент «ВК» насчитал на остановке семь человек: пять студентов и двое в возрасте.

Когда автобус подъехал, из передней двери высунулась кондуктор и громко спросила, у всех ли есть QR-коды. Кто-то ответил утвердительно, пассажиры зашли в салон, и движение началось.

До следующей остановки кондуктор просидела в кабине у водителя.

На «Улице Академика Парина» оказалось достаточно многолюдно, но к автобусу у остановки двинулись немногие. А когда кондуктор снова выглянула и прокричала про QR-коды, некоторые дали задний ход. Войти в салон решились восемь человек.

Когда автобус снова тронулся, кондуктор начала перемещаться по салону и требовать предъявить QR-коды. Сначала - заветный знак, потом уже - оплата проезда. При этом коды кондуктор не сканировала, достаточно было просто показать символ на смартфоне.

Пожилая пассажирка в ответ на просьбу предъявить код заявила, что первый раз про это слышит. Этот довод на кондуктора не подействовал, тогда пенсионерка принялась объяснять, что едет в поликлинику за медотводом. Однако кондуктор была непреклонна и, сообщив, что не собирается платить 15 тысяч штрафа за таких пассажиров, стала вежливо, но настойчиво требовать от пенсионерки покинуть салон. Женщина выходить не хотела, так что высадить ее удалось только через две остановки. (Кстати, многих пенсионеров высаживали сегодня из транспорта в другой ситуации - справки о медотводах, не преобразованные в QR-коды, у них были, но транспортные карты оказались заблокированы, а платить за проезд  наличными пожилые пассажиры отказались.)

Двое студентов также не смогли предъявить QR-коды и получили «приглашение» на выход - они покинули салон без препирательств на следующей остановке.

Кодов не оказалось и у мужчины с маской на подбородке и его спутницы. Выходить из салона они категорически отказались, перепалка с кондуктором на повышенных тонах быстро переросла в скандал с применением нецензурной лексики. В итоге кондуктор нажала кнопку «Стоп» и автобус припарковался у заснеженной обочины. Пассажирам все-таки пришлось подчиниться требованию и топать по сугробам, поскольку на них ополчились «окуаренные» граждане в салоне - дескать, не задерживайте себя и других.

Одна женщина достала распечатанный QR-код. Сначала это смутило кондуктора, но когда пассажирка достала паспорт, сразу вызвала к себе доверие, и у нее приняли плату за проезд.

- Нам выдали телефоны, у которых камера плохо фокусируется, а во время движения автобус трясет и сканировать код невозможно, - пожаловалась кондуктор корреспонденту «ВК» в свободную минутку. - Паспорта проверять мы, по сути, не имеем права. Пускай вон проверяющие всем этим занимаются.

На пути от «Деревни Универсиады» до остановки «Энергетический университет» наш 47-й автобус ни разу не остановили для проверки QR-кодов контролеры ПАТП или того хлеще - полицейские.

У энергоуниверситета корреспондент «ВК» пересел на автобус 74-го маршрута, в котором вообще не было кондуктора. Здесь оказался настоящий рай для тех, у кого нет QR-кода. Водитель во время движения разговаривал с кем-то по телефону и громко сокрушался, что новые правила подкинули транспортникам проблем. Некоторые пассажиры пытались показать ему код - как электронный, так и распечатанный, - но он лишь отмахивался.

- Я никого не высаживаю, всех вожу. Бойтесь автобусов с кондукторами, без кондукторов не бойтесь! - напутствовал водитель пассажиров.

СО СПРАВКАМИ НЕЛЬЗЯ! ИЛИ МОЖНО?..

Первую прививку «Спутником V» я сделала 3 ноября. Раньше никак не получалось: в октябре переболела ОРВИ, и терапевт предупредила, что нужно подождать с вакцинацией от ковида недели три. Вторая прививка назначена на 24 ноября, поэтому сегодняшнего дня икс я ждала с тревогой - ведь куар-кода у меня еще нет. На руках лишь справка о первом этапе вакцинации, которая, по одной информации, является «индульгенцией» для пассажиров, а по другой - нет. Пришлось проверить на себе, поскольку пешком от дома до редакции далеко, а такси нынче дорого.

Около девяти утра я, как обычно, вышла на остановку «Болотникова». Уже через минуту вошла в салон 1-го троллейбуса, который в отличие от многих маршрутов в Казани ходит часто.

- Куар-код показываем, куар-код! - прокричала мне в лицо явно взвинченная кондуктор.

Достаю свою справку и объясняю, что пока не успела получить куар, но привилась в установленные властями сроки (напомним, что согласно распоряжению главного санврача РТ Марины Патяшиной работодатели должны организовать вакцинацию работников первым компонентом до 9 ноября, вторым - до 6 декабря).

- Со справками нельзя! - выносит приговор кондуктор. - Выходите! И жалуйтесь куда хотите! Хоть в Кремль! Вон на дверях, не видите, что ли, висит объявление, что только с куарами вход, а не со справками вашими! Штраф - 30 тыщ!..

Выйдя из троллейбуса на остановке «Степана Халтурина», на всякий случай проверяю приложение такси - появилось предложение класса «Комфорт плюс» доехать 5 км до работы за 180 рублей, предложений эконом-класса - нет. На свой страх и риск сажусь в следующий троллейбус.

Там народу оказалось больше - заняты все сидячие места, около десятка пассажиров едут стоя. Кондуктор, пожилой мужчина, тоже сразу интересуется наличием у меня куар-кода. А я задаю ему тот же вопрос, могу ли я проехать со справочкой о первой прививке.

- Это надо у контролера спросить, где же она, вот только что тут же была, - озирается по сторонам кондуктор. В это время в хвосте троллейбуса раздаются громкие крики, и мужчина спешит туда. Оказалось, контролер в оранжевом жилете пыталась высадить двоих парней без куар-кодов и не желающих выходить.

Пока сотрудники Метроэлектротранса разбирались со строптивыми пассажирами, люди вокруг меня оживленно заспорили, «прокатит» моя справка или нет.

«Вот дебилы!» - пролетела мимо нас контролер, которой вместе с кондуктором удалось вытолкать строптивых парней на следующей остановке, и открыла дверь к водителю. Она принялась объяснять ему, что делать в случаях, когда пассажиры отказываются выходить.

- На остановке встаешь и ждешь, когда выйдут. Дальше не вези, штрафы очень большие за таких дают! - инструктировала она водилу.

- А если мы встанем, как трамваи? - уныло спросил тот.

- Ну а что делать? Не мы же придумали, но выполнять-то надо! - эмоционально развела руками контролер.

В это время до меня дошел кондуктор, проверявший куары и взимавший плату за проезд. Никакой техники для проверки кодов мужчина при этом не использовал, просто смотрел на их наличие и спешил к следующему пассажиру.

Я предъявила ему, а затем контролеру в оранжевом жилете справку. Она внимательно ее прочитала и принялась объяснять кондуктору, что мне можно ехать, раз второй укол будет 24 ноября.

Пассажиры, которые «ставили» на то, что справка сработает и меня не выгонят, возликовали. Их оппоненты принялись бурчать, мол, как же так, ведь в постановлении Кабмина РТ сказано, что ездить можно только с куаром и даже медотвод должен быть преобразован в QR-код.

Самое интересное, что, согласно официальному заявлению руководства казанского Метроэлектротранса и Ассоциации АТП РТ, справка о первой прививке не заменяет QR-код и не дает права на проезд. Но, вероятно, сотрудники транспортных предприятий получили на работе противоречивые инструкции. К тому же не их вина, и уж тем более не вина пассажиров, что постановление кабмина не «бьется» с уже упомянутым распоряжением Марины Патяшиной, согласно которому можно вакцинироваться вторым компонентом до 6 декабря. А до этого-то как на работу ездить?..


К полудню стало известно, что в казанское метро сегодня не пустили 126 пассажиров, еще 786 высадили из троллейбусов и трамваев. От ПАТП статистики пока нет, зато появилась информация о ЧП в 31-м автобусе - там кондуктору брызнули в лицо из газового баллончика. Еще один кондуктор якобы был избит пассажиром в автобусе.

Александр ЕЛИСЕЕВ, Регина КИРИЛЛОВА
Фото Павла ПЛАТОВА и Александра ЕЛИСЕЕВА