«Что с ЕГЭ, что без него, дети удачливых поступают по блату»: выпускников школ частично освободили от сдачи единых экзаменов

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Что с ЕГЭ, что без него, дети удачливых поступают по блату»: выпускников школ частично освободили от сдачи единых экзаменов

ЕГЭ в 2021 году будут сдавать только те, кто планирует поступать в вузы. Остальные выпускники школ для получения аттестата напишут итоговые контрольные по математике и русскому языку, сообщило Минпросвещения РФ. А в Госдуме предложили вовсе отказаться от ЕГЭ, поскольку госэкзамены «превратились в инструмент по выкачиванию денег из родителей». «ВК» поинтересовалась, что думают по этому поводу казанские представители педагогической и родительской общественности.

Если в прошлом году пандемия внесла хаос в порядок проведения ЕГЭ и ученики 11-х классов до последнего не знали, когда будут сдавать экзамены и будут ли сдавать вообще, в этом году Минпросвещения решило внести ясность заранее.

Как заявил министр Сергей Кравцов, единые госэкзамены в этом учебном году сдадут (предварительно с 31 мая по 2 июля) лишь те, кто собирается поступать в вузы. Напомним, что по такому же принципу ЕГЭ сдавали и в минувшем «ковидном» году, а остальные выпускники получили аттестаты со средними оценками по итогам 10 - 11-го классов. 

В этом году те, кто не собирается получать высшее образование, сдадут государственные выпускные экзамены по русскому языку и математике (с 24 по 28 мая). Кравцов подчеркнул, что ГВЭ не такие строгие, как ЕГЭ, и пройдут в форме контрольных работ, которые выпускники напишут в родных школах. 

На фоне очередных изменений в организации государственной итоговой аттестации из Госдумы прозвучала инициатива вообще отказаться от ЕГЭ.

«Предлагаю, пока не поздно, начать поэтапный процесс отказа от ЕГЭ - его нужно сделать добровольным, - написал в своем телеграм-канале лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. - Единый госэкзамен все дальше уходит в сторону от школьной программы. В результате школьникам приходится учиться дважды - по основной программе и в рамках подготовки к ЕГЭ (с репетиторами. - «ВК»)».  

По словам Миронова, ЕГЭ фактически стал инструментом для выкачивания денег из родителей, «на нем делают бизнес чиновники от образования и аффилированные с ними лица», а дети из семей с небольшими доходами практически лишаются шансов получить бесплатное высшее образование. 

«Эта ситуация крайне опасна и грозит в перспективе социальным взрывом», - предостерег депутат, предложив «вернуться к лучшим экзаменационным практикам отечественной школы». 

- По-моему, это очередная популистская инициатива, - считает заслуженный учитель РФ и РТ, бывший директор казанской гимназии № 7 Любовь Кочнева. - Мы без ЕГЭ жили и знаем, какая коррупция в вузах тогда была. Лично мне ЕГЭ нравится. Да, когда его только вводили, тесты были сумбурны, задания не закодированы, происходили утечки в Сеть. Сейчас система надежна, прозрачна и дает равные возможности для поступления в престижные вузы детям из разных уголков страны. Зачем разрушать отлаженное? Но я считаю совершенно оправданной дифференциацию итоговой аттестации: кто хочет - сдает ЕГЭ, кто не хочет - не сдает. Как говорится, не было бы счастья, да пандемия помогла. Тот, кто планирует получить высшее образование, должен не просто осваивать школьную программу, но и расширять свою образованность с помощью дополнительных спецкурсов, факультативов в соответствии с выбранным в 9-м классе профилем обучения. С этим обычно не согласны родители, которые не озабочены своевременной профориентацией ребенка. В результате тратят огромные деньги на репетиторов. А идти в 10-й класс надо с умом: вытяну ли я два года в профильной школе? Нет? Ради бога, иди в колледж, а оттуда можно сделать ход конем - без ЕГЭ поступить в вуз.  

- Что с ЕГЭ, что без него, дети удачливых все равно поступают по блату, - убеждена создатель паблика «Поборы в школах и детсадах» Екатерина Матвеева. - Все мы знаем, чьи дети с низкими баллами ЕГЭ без проблем проходят в вузы как льготники, целевики… Или им отдают места, выделенные для иностранных студентов. Вся система заточена на то, чтобы выкачать деньги из родителей. К примеру, в школах собирают деньги на пробные экзамены - по 350 рублей за один предмет, а их четыре! Еще берут деньги на подготовку к ЕГЭ. А в итоге ребенок все равно попадает только на платный факультет, откуда прямиком идет работать в какой-нибудь «макдоналдс», так как всем нужны дипломированные специалисты с опытом. На мой взгляд, нужно менять всю систему - от обучения до трудоустройства после институтов.

- Предложения отказаться от ЕГЭ звучат регулярно, - напомнила председатель комиссии Общественной палаты РТ по образованию и науке, председатель Общественного совета при Минобрнауки РТ, ректор Казанского инновационного университета Асия Тимирясова. - Особенно громко они звучат, когда случаются скандалы в пунктах проведения экзаменов либо когда в демоверсиях заданий обнаруживаются отклонения от школьной программы. К примеру, мы помним споры вокруг «тайны задания № 34» по химии, предложенного в 2020 году, или возмущения по поводу опечаток, существенно повлиявших на понимание и решение заданий по русскому языку в 2018 - 2019 годах.  

Все эти ситуации свидетельствуют о том, что нужно добиться полного соответствия экзаменационных заданий федеральным стандартами школьного образования, но никак не о необходимости полной отмены ЕГЭ. Если задания будут соответствовать стандартам, то выпускник, качественно освоивший школьную программу, сможет благополучно сдать экзамены и без помощи репетиторов.

На мой взгляд, ЕГЭ помог преодолеть многие барьеры, в первую очередь географические, коррупционные, которые зачастую препятствовали выпускникам из глубинки поступать в столичные вузы. И если положить на весы эффекты от единых госэкзаменов и недочеты при их организации, то результат, безусловно, будет в пользу ЕГЭ.