Чудаки раскрашивают жизнь

ВК
Чудаки раскрашивают жизнь

На выходных в Казани прошел XXI Международный фестиваль фантастики и ролевых игр "Зиланткон-2011". Организаторам фестиваля в этом году удалось на практике доказать пагубность любых попыток ограничения свободы творчества.

Структура фестиваля традиционно разнонаправленна - начиная от литературных ристалищ (конкурс поэтов, конкурс рассказов, написанных прямо на фестивале, мастер-классы патриарха отечественной фантастики Святослава Логинова и известного писателя Дмитрия Скирюка), заканчивая двумя традиционными балами (в стиле фэнтези и в стиле исторического костюма Нового времени) и спортивными мероприятиями (исторического фехтования и страйкбола).

Однако нынешний "Зиланткон" заметно отличался от фестивалей последних лет. Во-первых, организаторы изменили систему формирования музыкальной программы: был упразднен экспертный совет, производивший отбор исполнителей для концертов. Результат закономерен: концертная программа этого года кардинально отличалась в лучшую сторону и по количеству исполнителей, и по их качеству. С одной стороны, зрители смогли посетить концерты признанных и популярных в России и СНГ авторов-исполнителей вроде культового иркутского певца Олега Медведева или известного барда Екатерины Болдыревой, с другой - на фестивале выступили популярные исполнители со специфическим репертуаром неформального сообщества Алексей Ширяев (Минск), Наталья Шибанова (Киев), а также многие начинающие исполнители.

- В последние годы авторская песня, по моему мнению, переживает подъем, - заметил в неформальной беседе с корреспондентом "ВК" Олег Медведев, - сегодня молодые исполнители обладают более высоким классом владения музыкальными инструментами, чем барды восьмидесятых. Кроме того, в последние годы у исполнителей стали появляться очень качественные тексты. Если в восьмидесятые годы в авторской песне появилось немного имен значительной величины, то сейчас потенциал у поколения выше.

"Зиланткон", на мой взгляд, все дальше выходит за рамки фэнтези-тематики. В программе семинаров встречаются мероприятия, предназначенные скорее для практичных взрослых, нежели для экзальтированной молодежи: осознанное управление жизнью, методика издательства собственной книги (от самиздата до искусства переговоров с издателями), исследования истории костюма и прикладных ремесел (ювелирное дело, обработка кожи и пр.). Даже костюмов в стиле фэнтези на фестивале стало на порядок меньше, чем два-три года назад: эльфы и "гарри поттеры" уступают место семеновским гвардейцам, скандинавским и золотоордынским воинам. Хотя последних в Казани всегда хватало, казанский клуб "Витязь", возглавляемый руководителем отдела научно-экспозиционной реконструкции Национального музея РТ Владиславом Хабаровым, остается одним из крупнейших клубов России.

Изменениям подверглось и литературное направление. С одной стороны, ведущее место по-прежнему за писателями-фантастами. Однако нынче в пресс-конференции наряду с писателями-фантастами Александром и Людмилой Белаш с журналистами общались поэт, прозаик, критик Мария Галина, а также автор серии детективов (под псевдонимом Лев Гурский) и романов-провокаций Роман Арбитман (именно по его книге снят сериал "Досье детектива Дубровского" с Караченцевым в главной роли). Кроме них в пресс-конференции принял участие почетный президент "Зиланткона" Андрей Ермолаев. Впрочем, пресс-конференция довольно быстро переросла в беседу писателей друг с другом: большинство журналистов, бывших на пресс-конференции, оказалось неспособно вести диалог.

Ключевая фигура литературной программы фестиваля Святослав Логинов в этот раз с журналистами не встречался: готовился к мастер-классу, рассматривая и оценивая произведения начинающих писателей, чтобы проанализировать их вместе с авторами. После того как мэтр провел свое мероприятие, я поинтересовался у него, как он оценивает нынешнее состояние фантастики как жанра.

- Российская фантастика переживает сейчас очередную "волну" смены ориентиров, - сказал Святослав Логинов. - В советское время писать фантастику было даже опасно, о тебе могли сказать: "Ах, он еще и пишет?! Ату его!". В постсоветские годы выросло поколение прекрасных авторов, нацеленных на коммерческий успех, например, тот же Сергей Лукьяненко. Сейчас многие начинают писать, потому что хотят иметь статус "писатель". Этот статус приобретает значение. И тоже получаются отличные писатели, отличные произведения.

Любопытный факт: организаторам фестиваля удалось сохранить его территорию относительно "свободной от алкоголя и табака", выполнив обещание, озвученное в предварительной программе.

Антон ГОРИН.